Маяковский оказал, что подражать можно всему, кроме темперамента: все попытки подражать темпераменту ни к чему не приводят. Слепо подражать даже хорошему кино невозможно. Все попытки этого — заранее запланированное поражение. Конечно, любой художник «вырос» не на пустом месте, все, что было до него, без сомнения, и на его творчество накладывает отпечаток.
Впасть в моду очень легко. В кинематографе, искусстве очень наглядном, очень мобильном, обладающем возможностями быстрой перестройки приемов, — тем более. Однако попытки поспеть за модой часто приводят к несамостоятельности, к тому, что люди начинают перестраиваться только по внешней канве, воспринимают приемы, не осознав внутренней необходимости их применения. Если от одного мнения шарахаться к другому, то получится мнение всех и никого, в конечном итоге — отсутствие всякого мнения. За фильм следует браться только тогда, когда точно знаешь, чего хочешь. Ведь торопливое хватание за первое попавшееся происходит от неуверенности в себе, от суеты.
Конечно, в 27 лет очень приятно сделать «Броненосец «Потемкин». Но нельзя заранее планировать шедевр. Все, что сейчас считается в кинематографе современным, новаторским, пришло не в один день, а накоплением, сложным путем. Это есть процесс образования традиций, лучших традиций. И им нельзя подражать слепо, бездумно, их нужно воспринимать умом, сердцем; внутренне следовать им в своем творчестве.
Шпаликов Г. Слепое подражание — запланированное поражение // Советское кино. 1967. 26 августа.