В основе детективного сюжета, как правило, лежит тайна. Зрителя в течение долгого времени держат в неведении с тем, чтобы в конце объяснить ему тайный смысл тех поступков, которые совершал герой. Авторы «Подвига разведчика» сценаристы Мих. Блейман, К. Исаев, М. Маклярский, режиссер Б. Барнет отказываются от этого приема в главном сюжетном ходе. Зрителю с самого начала известны условия игры: он знает, с какими трудностями встретится советский разведчик Алексей Федотов, заброшенный в немецкий тыл под именем Генриха Эккерта, он знает больше, чем сам герой; потому что авторы посвящают его и в планы противоположной стороны, представленной группен-фюрером СС фон Руммельсбургом, отвечающим за безопасность района, где находится ставка Гитлера. Авторы фильма пренебрегают и той эффектной возможностью, которая была использована в фильме «Гибралтар», где офицер, завербованный в диверсионную шайку, ставший предателем, вдруг в середине картины оказывается контрразведчиком. Центр тяжести этой картины переносится с поступков на те процессы, которые их предваряют. В нем открывается психология советского разведчика, психология человека, от которого обстоятельства требуют мгновенных и точных решений.
Федотов в исполнении П. Кадочникова предстает человеком несколько даже медлительным — так обдуманы, взвешены у него каждое слово, каждый жест. И тем сильнее, эффектнее моменты преображений, когда этот флегматичный человек начинает действовать молниеносно.
А рядом с Федотовым — образ агронома Лещука в исполнении большого трагического актера А. Бучмы. Он появляется лишь в двух маленьких сценах. А в памяти остается этот немногословный сутулый человек с печальными глазами, медленно идущий по ночному шоссе, ожидающий выстрела в спину, — Федотов хочет испытать Лещука, зная, что один из троих подпольщиков — провокатор. Бучма — Лещук не играет страха или, наоборот, бесстрашия, он просто готов принять свою судьбу, и это спокойное достоинство — главное, что выразил артист в своем герое.
Ханютин Ю. Искусство быть человеком // Ханютин Ю. Предупреждение из прошлого. М.: Искусство, 1968.