Легендарный лейтенант Шмидт, романтический персонаж первой русской революции, впервые появился в раннесоветском фильме 1919 года. Несохранившаяся картина так и называлась «Лейтенант Шмидт — борец за свободу». Примечательно, что в роли адвоката Зарудного на экране дебютировал Леонид Утесов. Однако с тех пор судьба лейтенанта в кино не сложилась. Может быть, его образ заслонили бойцы революции победоносной, а может, в эпоху героического кино «не годился» Шмидт, чей подвиг заключался только в гордом поражении.
В 1968 году лейтенант Шмидт парадоксально попадает в историю советского кино, не появившись на экране. Историк Мельников в знаменитом «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого рассказывает о революционере своим ученикам. Вячеслав Тихонов в этой роли перечисляет характеристики, которые делают Шмидта героем идеальным: «русский интеллигент, умница, блестящий офицер, артистическая натура». Звучит знаменитая фраза о том, что от большинства людей после смерти остается лишь тире между датами — бессмертие же Шмидта, в образ которого все больше входит Мельников, в даре чувствовать чужое страдание и готовности выступить за обреченное правое дело. Здесь воплотились устремления и надежды шестидесятников, и характерно, что учитель вынужден оправдывать Шмидта за недостаточную кровожадность, призывая подростков увидеть высокое в самопожертвовании и даже слабости.
К сожалению, Александр Парра не был столь же убедителен,
играя лейтенанта в последовавшем в 1969 году «Почтовом романе». Фильм Евгения Матвеева был посвящен любовной переписке, которую Шмидт вел с Зинаидой Ризберг. События прошлого расследует тонко чувствующий чекист, а комментирует сам Ленин, изрекающий, что революции не может быть без любви. Но лейтенант Шмидт слишком экзальтирован, чтоб не сказать маниакален, в этих обильно цитируемых письмах, в требованиях к Ризберг, в том, как он снова и снова вздымает руки на митинге и кричит: «Клянусь!».