Я снова в Берлине. Пытаюсь заинтересовать кинопредпринимателей своим новым фильмом. Но по их настроению я сразу же почувствовал, что картина моя не произвела впечатления. Все в один голос говорят:
— Да, сделано это грамотно, даже интересно, но все старо — нет новых приемов. Все это мы уже видели.
Разумеется, не все их устраивало и в политическом отношении. Не могла, например, понравиться сцена, где рабочие бросают поленьями в Николая I, да и казнь, может быть, была снята слишком натуралистично. Но главное, почему моя картина не произвела впечатления, на которое я рассчитывал, заключалось в другом: только что в Берлине одна за другой были показаны замечательные картины — «Броненосец „Потемкин“» Эйзенштейна и «Мать» Пудовкина. Они имели огромный, ошеломляющий успех.
Впрочем, «Декабристов» все же приобрела одна фирма и при этом широковещательно рекламировала как миллионный фильм!
Из Ленинграда я уехал еще до демонстрации «Декабристов» на экране. Мне переслали оттуда рецензии, которые были достаточно резкими. В них правильно отмечалось, что в центре картины романтическая история, а декабристы показаны только фоном! Это, конечно, была наша ошибка — моя и Щеголева.
…В Париж я поехал, даже не взяв с собой экземпляра картины. Двадцать лет я не видел Парижа. Сейчас я был просто ошеломлен движением на его улицах. Город залит электричеством, сияют витрины магазинов, рекламы кинотеатров. ‹…›
На одной из парижских киностудий я встретился с Н. А. Римским, который участвовал в моих первых картинах на фабрике Ермольева. Увидя меня, он бросился навстречу, но кругом закричали:
— Свет, свет горит!
И он вернулся на съемку. Свет — это деньги. А у французских кинематографистов после войны с «аржанами» не очень-то было в порядке. После съемки мы с Николаем Александровичем Римским пошли в кафе. Он забросал меня вопросами. Я показал ему снимки картины «Декабристы». Он воскликнул:
— В чем же дело? Это очень интересно!
Между тем во французских газетах писали о полном развале кинематографии в России.
Ивановский А. Воспоминания кинорежиссера. М.: Искусство, 1967.