Утро. На фабрике «Ленинградкино» приподнятое настроение. Режиссер А. В. Ивановский приступил к новой картине из эпохи декабристов (южное общество) по сценарию А. Лавренева «Пламенеющий полюс».
Сейчас только 7 ч. утра. Но помощники и весь технический персонал уже на местах. Все бегают, волнуются, суетятся больше обыкновенного. В коридорах слышится украинская речь: это труппа специально приглашенных для съемки артистов украинского государственного театра. Бродят заспанные актеры с немым вопросом на лице: «где и что будут снимать». Помощник режиссера, которого рвут на части, отвечает, сохраняя полное спокойствие на лице, на тысячу задаваемых ему вопросов: «Что надевать? Какие усы приклеивать? Скоро ли отправят и продолжительная ли будет съемка?» Наконец, в первом часу дня приготовления окончены, и все, получив «любезное» предложение администратора занять свои места, размещаются по автомобилям и отбывают к месту съемки. Режиссер с оператором уже на месте и определяют точку, откуда будут снимать.
Базарная площадь города Василькова, созданная стараниями художника Арапова и его ближайшего сотрудника, художника Дубровского, дает полное впечатление украинского быта. Слева, немного в глубине, и в центре сделаны базарные ряды и лавки с соответствующими украинскими надписями. Глиняные горшки, мешки с мукой, сбруя, хомуты, дуги и т. п. и толпящийся вокруг всего этого удачно подобранный типаж радуют глаз своей художественной правдой. Лошади и коровы, размещенные в разных частях площади, чувствуют себя, как дома, и с аппетитом едят свой корм. Только свиньи не желают оставаться в кадре и «подкладывают свинью» оператору. Прямо на аппарат двигается повозка, запряженная двумя, удивительно фотогеничными, «настоящими» украинскими волами. Одним словом, все создает настолько живую картину, что невольно забываешь, что это только Шпалерная улица.
Свисток режиссера. Внимание. Все слушают объяснения А. В. Ивановского. Еще свисток… и все зашевелилось, зажило.
Началась съемка…
Т. Юг на севере // Советский экран. 1926. № 31.