Способствовал становлению стиля сценария как литературной идейно-художественной основы фильма и А. И. Куприн. В конце двадцатых годов он написал сценарий «Рахиль», в основу которого положил библейскую легенду о самоотверженной и всепрощающей любви женщины. Вот фрагмент этого сценария:
«Действие I
Первая жизнь Рахили
Первая часть
Поселок первобытного горного племени. Дома сложены из камня. (Может быть, шатры.) Лунная ночь.
У вождя племени в эту ночь родилась дочь. При рождении ей нарекают имя Рахиль (имя показать на экране).
С детства Рахиль отличалась от своих резвых подруг. Любила одиночество. Собирала в горах цветы и красивые камни, украшала себя ими. Пела в горах странные песни. Не умела и не любила работать. Опаздывала к обеду и ужину. Сестра старшая прибила ее, оставила без ужина, выгнала на улицу. Рахиль плачет. Мальчик Семеон тайком к ней пробирается с куском хлеба. Вытирает ей рукой слезы. Отламывает хлеб, кладет ей в рот».
Сравнительно четко для тех времен у Куприна проявляется здесь мышление экранными образами, что, разумеется, накладывает отпечаток на речевую стилистику. Подтверждение тому: «При рождении ей нарекают имя Рахиль (имя показать на экране)». Но у Куприна в сценарии «Рахиль» встречаются фразы, требующие кинематографической адаптации, например: «Любила одиночество», «Не умела и не любила работать». Они абстрактны, бесплотны. Экран же требует так описать склонность героини к одиночеству или нелюбовь к труду, чтобы все можно было зафиксировать на кинопленке.
Тем не менее с приходом выдающихся писателей в кино этому новому развивающемуся виду искусства активно прививается культура слова, предоставляется возможность заимствовать много ценного из богатого опыта художественной литературы в использовании выразительных средств языка. В свою очередь, работа над сценариями стала хорошей школой для писателей. Они учились кинематографическому видению. Фиксирование внимания на каждом кадре, их нумерация как бы обязывали литераторов мыслить монтажно, пластическими экранными зримыми образами. И разработка принципов монтажа, и стремление кинематографически ярко, глубоко раскрыть тему, правдиво воссоздать жизнь оказались стадиями освоения писателями специфики экранного повествования, этапами в становлении стиля сценария.
Цит. по: Нежугов Е. И. История становления киносценария. М.: ВГИК, 1986.