25 марта 1946 года в ГУПХФ М. Калатозову было отправлено письмо: «В 1944 году к/с „Союздетфильм“ заключила договор с драматургом т. Шварцем Е. Л. на написание им сценария „Кот в сапогах“. В настоящее время т. Шварц представил студии вместо этого сценария сценарий „Царь Водокрут“, который уже принят студией и послан на утверждение в Комитет. Просим Вашей санкции на приобретение у т. Шварца Е. Л. сценария „Царь Водокрут“ с оплатой ему гонорара в сумме 50000 р. (за вычетом ранее полученного от. Шварцем аванса за сценарий „Кот в сапогах“)». ‹…›
А ещё через десять дней Шварц получил оттуда же «Заключение Дирекции и Худсовета по литерат. сценарию (5 вариант) „Бесстрашного солдата“». ‹…›
«...Дирекция и Худсовет студии считают, что сценарий даст возможность создать красочный фильм — русскую сказку, так любимую и так необходимую для нашего детского зрителя, тем более, что патриотические и героические мотивы русского фольклора, поэтически воспетые в данной сказке (бесстрашие, любовь к родине, защита угнетенных, освобождение из неволи и т. д.), делают эту сказку актуальной, глубоко современной и близкой нашему юному зрителю.
Вместе с тем Дирекция и Худсовет считают, что некоторые моменты сценария нуждаются в уточнении и исправлении.
«1. Необходимо сгладить „страшное“ (рыбы-чудища), внешний облик охотников, у которых вместо носа гарпун, вместо пальцев — рыболовные крючки и вместо туловища — рыбачьи сети, десятипалый казначей, бестелесные туманы.
2. В сценах подводного царства ещё более активизировать поведение солдата, Вани и Марьи-искусницы.
[3. Убрать излишнюю гротесковость в характерах отрицательных персонажей.] (Зачеркнуто. — Е. Б.).
3. Уточнить образ Аленушки. Пусть она является девочкой, захваченной Водяным, подобно Марье Искуснице...» ‹…›
Однако на Шварце еще сценарий о первоклашках, и 23 января 1947 года он снова пишет С. Кузнецову: «‹…› У меня к Вам, Сергей Алексеевич, три просьбы:
I. Я крайне напуган теми семью вариантами „Водокрута“, которые отняли у меня столько сил и времени совершенно напрасно. Поэтому прошу Вас не требовать у меня добавок, дописок, изменений, пока сценарий не утвержден. Я считаю его готовым. Я согласен принять самое близкое участие в рабочем сценарии, когда у меня будет уверенность, что картина реализуется. Но не прежде.
II. Если сценарий будет принят, я очень прошу Вас учесть следующее обстоятельство: слова на обложке „Режиссерская консультация И. Фреза“ — поставлены с полным основанием. Мне кажется, что работу эту необходимо оплатить. И. А. Фрез оказал большую творческую помощь. Он ходил по школам, беседовал с людьми, педагогами, собирал нужный мне материал. Он обсуждал со мной каждую строчку сценария. Он добывал необходимую для моей работы специальную литературу. Я предложил ему соавторство, но И. А. Фрез счел это неудобным. А мою совесть серьезно беспокоит то, что его большая плодотворная работа может остаться неоплаченной.
III. Если сценарий Вам подойдет, я очень просил бы в самый ближайший срок перевести мне второй аванс. Я все последнее время занимался только этим сценарием, отчего и обнищал совершенно.
Привет. Е. Шварц».
Биневич Е. Евгений Шварц. Хроника жизни. СПб.: Изд-во ДНК; ИД «Петрополис», 2008.