Краткое изложение сценария «Вечный мир» (усл<овное> назв<ание>)
Тов. Ю. Я. Райзману[1]
Русский техник Иванов, работник небольшого завода, открывает способ изготовления броневого металла особой прочности: современные снаряды практически не могут пробить броню, сделанную из металла Иванова. С другой стороны, снаряды, изготовленные из этого же металла, пробивают любую броню, если только она не сделана из того же металла. Он может стать одним из решающих элементов [победы] войны.
У Иванова есть близкий друг — Сыроедов. Сыроедову нравится жена Иванова — все более и более. Жена Иванова — человек очаровательный, но безвольный; она не совсем счастлива с Ивановым, они [нуждаются] живут материально скромно, скучно и одиноко; Иванов поглощен работой, он человек духовной цели. Сыроедов — иной, чем Иванов, — он любит жизнь пошлой любовью, ради одного наслаждения жизнью. Но этот наслажденец Сыроедов очень неглуп, обладает внешним обаянием, деловой ловкостью и способностями дилетанта. Увлекаясь женой Иванова, Сыроедов постепенно, сначала, быть может, не очень преднамеренно начинает компрометировать Иванова в глазах его жены, стушевывать значительность его человеческой ценности.
Дальше — больше. Работа над новым бронеметаллом закончена. Но первые испытания опытных образцов не дают еще надежных результатов, как это часто бывает, когда дело касается действительно крупных открытий и работ. [Сыроедов компрометирует Иванова] Воспользовавшись этим обстоятельством Сыроедов компрометирует Иванова, как техника и патриота; Сам Сыроедов начинает смутно понимать большое значение работы Иванова. Иванов довершает работу: он находит в ней последний недостаток и устраняет его, но его, искусно скомпрометированного Сыроедовым, уже устраняют с работы, т. сказ, разоружают. В последний момент он доверительно сообщает Сыроедову свою последнюю доводку работы, после чего она приобретает качество совершенства.
Начинается отечественная война. Иванова [призывают в армию] уходит в народное ополчение. Он служит рядовым. Сыроедов «доводит» работу Иванова, пользуясь его последним указанием, до практически годного результата (у Иванова на испытаниях дело не вышло), и Сыроедов практически является автором работы. Карьера его высоко возносится; он сразу забывает про жену Иванова: у него теперь есть другие объекты для наслаждения. Жена Иванова ничего не понимает, она морально смята, и в тоске по мужу уходит в армию по вольному найму.
В боевых условиях бронеметалл и бронебойные снаряды Иванова дают огромный эффект, отчего слава Сыроедова еще более возрастает; он делается [знаменитой] известной личностью в стране.
Рядовой Иванов видит на фронте работу [своей] брони и бронебойных снарядов, сделанных из металла, способ приготовления которого он открыл. Он даже заявляет об этом командованию, — о своем отношении к новому боевому оружию, — просто как информацию. Ему велят исполнять свои обязанности солдата. Он их свято исполняет. Его ранят. В госпитале его жена работает на кухне. Они встречаются на время. Иванов душевно не разрушен; он по-прежнему доверчив и счастлив: дело его вышло.
Выздоровев, Иванов опять воюет. И он является свидетелем одного факта, потрясшего его. Немцы однажды пробили броню Иванова: они, стало быть, применили в бронебойном носке снаряда новый сверхпрочный металл. Иванов это понимает и делает вывод: нужно увеличить прочность брони, нужно создать новый, более совершенный по боевым качествам металл, снова неуязвимый и язвящий, надо опередить противника, никогда не давать ему догонять себя. Иванов знает, как это сделать, но он сейчас бессилен.
На фронт приезжает для личного ознакомления с фактом поражения брони, дотоле непробиваемой, Сыроедов (м. б., он уже генерал технических войск). Иванов встречается с ним. Сыроедов проявляет глубокий такт и предупредительность к Иванову. Он берет его с собой в тыл, на производство.
Иванов улучшает качество металла и делает его снова непробиваемым для противника. Но его работа обезличивается Сыроедовым; Иванов в ответ резко оскорбляет Сыроедова — и он снова на фронте рядовым, как был.
В бою один товарищ Иванова, сержант Ануфриев, принимает решение — перекрыть огневые сечения дзота своим телом. Иван дает ему свой совет: приняться за дело вдвоем и завалить пулеметное отверстие трупом немца. Так и было поступлено. Оба они легко ранены, но пулемет дзота был заглушен и дзот взят. За это дело Иванов и Ануфриев получили звание Героев Сов. Союза.
Положение Сыроедова делается непрочным. Один из его помощников, молодой инженер, начинает понимать, что Сыроедов в сущности хорошо замаскированный невежда. Этот инженер Деев вступает с Сыроедовым в скрытую борьбу. И на одном важном производственном задании Деев окончательно разоблачает Сыроедова, как невежду и преступника, как человека, который не может быть автором новых [сверхпрочных] броневых металлов. [Резкий конфликт] С фронта вызван Иванов. Сыроедов сломлен, он уходит в позор и безвестность. Иванов получает признание, но война окончена, и Иванов теперь оставляет работу над бронеметаллом; он поручает это дело инженеру Дееву.
Жена Иванова возвращается. Она сознается мужу, что была близка к Сыроедову, и нечаянно помогала ему губить его, Иванова.
Иванов прощает жену. Он говорит, что [он рад тому, что] судьба бывает умнее людей. То, что с ним случилось, позволило ему сделать второе открытие — важнее, чем броневая сталь, — на войне он открыл [тайну тайну человеческой души дружбы человеческих душ тайну вечного мира, и посвящает жизнь этому открытию. В чем же оно? В том] тайну жизни, тайну дружбы, тайну вечной победы над злом мира. Прежде, не пережив войны, Иванов не простил бы жену. Иванов теперь совсем другой человек чем вначале картины, и на двух-трех [одном-двух заключительных] эпизодах конкретного содержания которых я сейчас не знаю, я дам образ человека послевоенной эпохи, человека другой души, заботящегося, чтобы все силы мира были в руках его сердца, а не [владел им] сердце было в руках мертвых сил мира, как было прежде повсюду в мире, — чтобы [связь его души с природой и людьми] вечный мир из желания стал действительностью.
Точнее говоря, Иванов понимает, что главный вопрос всеобщей жизни и судьбы заключается в том, чтобы открыть, осуществить такие человеческие отношения, [когда будет невозможно иметь в близком друге смертельного врага и в жене — бессознательную] когда близкий друг не будет врагом, а жена его [бессознат] сообщницей.
Конец.
Платонов А. Краткое изложение сценария «Вечный мир» // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Вып. 7. М.: ИМЛИ РАН, 2011.
Примечания
- ^ Юлий Яковлевич Райзман (1903-1994)— советский кинорежиссер. В 1940-х гг. четырежды становился лауреатом Сталинской премии.