В своей работе над фильмом «Старый наездник» (сценарий М. Вольпина и Н. Эрдмана) мы столкнулись с неожиданной трудностью. Литературный сценарий был
Тема нашей комедии — трагедия старого человека.
Но трагедия эта мнимая: она существует только в сознании героя фильма Трофимова, да и то недолго. Наездник, чье имя
Но советская действительность возвращает Трофимова в его родную стихию. Он вновь обретает утерянные силы, гордость за свою профессию, оптимизм. И когда лошадь, воспитанная им в колхозе, берет на ипподроме приз, старик говорит своему давнишнему сопернику: «Старости нет… Это я вам говорю совершенно официально».
Простота, полная ясность психологических мотивировок всех персонажей фильма — вот на что главным образом было обращено внимание и режиссеров и актеров. Заслуженному артисту республики И. Скуратову нужно было убедительно показать кривую спада и подъема моральных сил старого наездника. У других героев (исполнители: артистка А. Комолова, заслуженные артисты республики В. Попов, С. Блинников, Л. Кмит, Л. Дейкун и др.) есть своя линия поведения. Стремление внутренне оправдать закономерность и логичность сцен и образов заставило актеров играть в этой комедии всерьез, «без комикования». Мы стремились к правде, отбрасывая часто смешное, если оно было смешным само по себе и отвлекало зрителей в сторону от основной линии сюжета.
Барнет. Б. Старый наездник // Огонек. 1941. № 5. 15 февраля.