В работе над костюмами к фильму «Матильда» режиссер Алексей Учитель поставил задачу не заниматься реконструкцией, а насытить картинку современными деталями, чтобы герои читались как актуальные. Мы не грешили против исторической справедливости. Николай II, как заправский модник, ходит в джинсовой рубашке, но к тому моменту в Америке джинсовая ткань уже была изобретена, поэтому теоретически могла попасть к царскому двору. Другое дело, что император мог появляться в штатском только за границей, а все остальное время носил форму полка, расположенного в той местности, где он находился. По всем главным героям составляли цветовую гамму. Для Александры Федоровны выбирали величественные и сдержанные оттенки: перламутровый, золотой, мятный. Лишь в одной сцене, когда она в приступе ревности к Матильде танцует в истерике перед Николаем II — мол, чем я хуже? — нужно было сделать что-то отчаянное. И мы вышили по черно-белой клетке виши красные маки на юбке и рукаве, но только с одной стороны, всполохом.
‹…› Художника по костюмам спасают связи и опыт: нужно знать, где что можно заказать и кто в мире делает это лучше всех. Несмотря на то что я засыпаю и просыпаюсь с профильными книгами, мне платят не за это и не за умение шить, а за мозг и умение быстро выкручиваться. Причем если с женским костюмом проще — тут бантик навернешь, здесь кружева добавишь, всегда можно схитрить, то в мужском главное — посадка и строгость линии, поэтому мундиры всем героям шили по индивидуальным меркам. ‹…›
Воспроизвести техники не так сложно, все сохранилось в архивах. Берешь, смотришь и быстро передираешь. Творческий метод художника по костюмам: все, что плохо лежит, надо брать. Мне пригодилось почти все накопленное непосильным трудом: отрезы тканей, фрагменты вышивок, привезенные из путешествий национальные костюмы, пуговицы и крючки. Все это вырезается, пришивается, втачивается. В таких комбинациях и проявляется профессионализм — гармонично соединить антикварное с современным очень непросто. Камера ведь ошибок не прощает, вся фальшь видна. Мы даже медали и ордена отливали, потому что крашеный пластик сразу убивает деликатность картинки.
Костюмы главной героини — балерины Матильды Кшесинской — меняются с развитием характера. Сначала она носит броские цвета, яркую вышивку, а потом понимает, что надо выходить замуж, и гамма резко переходит в оттенки слоновой кости, бежевые кружева, сложный крой, как у хорошей жены, которая ждет дома. Пачки делали балетные мастера — там совсем другая технология. Один концертный наряд из спектакля про подводный мир сделан со светодиодами и во время танца светится, как будто в лучах прожекторов. Все кринолины нам сделал мастер Антон Приймак, огромный специалист по нижнему белью и каркасам.
В костюмах персонажей есть и фантазийные моменты. Один из «плохих» героев, врач, ставящий опыты в клинике, одет вместо докторского халата в синий комбинезон, это прототип прозодежды Родченко и символ грядущей революции. А иногда он появляется в латексном комбинезоне и перчатках — намек на масонские ложи и их атрибутику. Вообще, в образы героев я вплела все субкультуры — хиппи, панков, хипстеров, с уважением отнеслась только к царской семье.
Васильева Н. Костюмер фильма «Матильда» о том, как одеть Николая II в деним [Интервью] // Собака.ru. 2015. Март.