‹…› Работать с Андреем Кончаловским комфортно, потому что он прекрасно понимает специфику и нюансы профессии оператора: замечательно разбирается в оптике и композиции, говорит с тобой на одном языке, и часто это очень помогает. С ним не бывает ситуаций «Ты сними красиво, а я поработаю с актерами». Учитывая опыт Кончаловского, его общую визуальную культуру, работать с ним одно удовольствие. Но это не значит, что работать с ним легко — Кончаловский очень требователен и всегда настаивает на вещах, в которых уверен. Например, его подход к расположению камеры: камера как точка зрения, взгляд, случайности там нет. С другой стороны, в каких-то моментах он говорил: «Я не знаю, что тебе сказать по поводу того, как мы это будем снимать». Но это было не незнание, а просто вещи, которые трудно формулировать и вербализировать. В таких местах есть общее понимание, а формулирование уже приходит в работе на площадке. Но особенно удивляет то, как Кончаловский умело и грамотно пользуется современными техническими возможностями, как не боится нового.
В случае «Рая» визуальное решение складывалось сложно. Какие-то принципы были определены сразу: ч/б, соотношение 4:3. Но многие вещи, которые мы задумывали изначально, затем оказались абсолютно не нужны. Первоначально у нас была идея сделать мокьюментари, то есть стилизовать фильм под найденную хронику. Догмой мы эту идею не делали, она довольно скоро отвалилась. Но, тем не менее, она стала некой стартовой точкой для размышлений.
Период подготовки был долгим. Во многом в связи с очень большим объемом архивных материалов. Почти год я с гафером и камерменом отсматривал хронику, фотографии тех лет, поиском которых занимался отдельный департамент. Мы анализировали тональные распределения, сенсабилизацию, движения камеры и так далее. Отмечу, что долгая подготовка, долгое нахождение в каком-то материале очень полезно, потому что помогает в ситуациях цейтнота мгновенно принимать правильные решения. Это было особенно важно с учетом нашей идеи стилизации. Условно говоря, в одном из случаев, оценивая комнату как объект, я думал: «Сейчас 42-й год, я в этой комнате с кинокамерой, самая чувствительная пленка в лучшем случае будет 125 единиц. Как я буду выкручиваться в этом интерьере?». ‹…›
Симонов А. Оператор: Александр Симонов. Tvkinoradio