В литовской актрисе Тодоровский-младший нашел идеальную исполнительницу для своего сценария «Циники» (фильм по роману А. Мариенгофа поставлен Дмитрием Месхиевым) и для собственного проекта «Подмосковные вечера» — современной версии «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова. Обе эти работы хочется объединить — как лучшие в биографии актрисы.
В обоих фильмах ей удалось добиться удивительной органики, чувства меры и вкуса в образах причудливых и сложных, несколько придуманных, что называется, «головных» и при этом обязанных покорять зрителей женственностью, красотой, умом. Странное сочетание утонченности, благородства, аристократической породы и жестокости, цинизма в Ольге из «Циников»; поразительные и парадоксальные метаморфозы Катеньки Измайловой из «Подмосковных вечеров»... В этих ролях Дапкунайте до совершенства отшлифовала свой имидж интеллектуальной исполнительницы, обладающей одновременно и ледяным западным профессионализмом, и мягким славянским шармом.
Если на Западе Дапкунайте признали славянкой, то Никите Михалкову, по его словам, приходилось объяснять Ингеборге, как должна поступать русская женщина в той или иной ситуации. И все же ее Марусю из «Утомленных солнцем», роль, как всегда у актрисы, абсолютно профессиональную, к актерским свершениям не отнесешь. Два бенефисных дуэта: жесткий мужской — Никита Михалков и Олег Меньшиков и лирико-исповедальный — тот же Михалков и его дочь Надя «похитили» у Дапкунайте ее собственную сольную партию, важнейшую для всего замысла ленты роль. Но оказалось, что она обладает огромным, почти не освоенным еще даром актерского присутствия в фильме, счастливой способностью сказать все о своей героине просто присутствуя в кадре рядом с другими, далеко не заурядными артистами. Дапкунайте подарила Марусе свою девчоночью хрупкость и женственную теплоту, обаяние и солнечную улыбку. Вероятно, ей еще долго не встретится такая роль — просто счастливой женщины, матери и жены. Хотя логика сталинской эпохи разобьет за экраном и Марусину судьбу.
Машкова А. Европейская звезда российского кино // Культура. 1995. 29 апреля.