Одним из самых популярных во время войны был фильм В. Гусева и И. Пырьева «Свинарка и пастух». ‹…› Фильм этот, работа над которым завершалась в первые месяцы войны, был мирным, праздничным, радостным, веселым. «Сказка мирная». Сказка о любви. Сугубо условная по форме: сценарий написан В. Гусевым в стихах (как и следующий — «В шесть часов вечера после войны»), фильм сделан в фольклорной лубочной стилистике. Сам Пырьев рассказывал, как родился замысел этого фильма из палехской шкатулочки с ВДНХ, где были изображены «ангелоподобный пастух, играющий на свирели, и босоногая девушка с прутиком, в сарафане, пасущая поросят... И вот все вместе — и эта шкатулка, и люди выставки, ее радостная, дружная атмосфера, и песни русских северных хоров, и героический труд вологодских девушек-санитарок, о которых тогда много писали в газетах, — подсказал тему, сюжет и даже жанр будущего фильма...»[1] .
Все условно — и вместе с тем узнаваемо. Все напоминает о радости мирной жизни, мирного труда, любви... И мажорная светлая интонация картины, жизнерадостные песни Т. Хренникова, ставшие моментально популярными, — вот что было «мило душе солдата» в «Свинарке и пастухе».
Жанр фильмов Пырьева тридцатых-сороковых годов определяют по-разному: лирическая комедия, романтическая комедия... Небезосновательно в связи с фильмами «Свинарка и пастух» и «В шесть часов вечера...» Л. И. Белова говорит о кино-оперетте. Сам Пырьев определял жанр своих совместных с В. Гусевым работ как «музыкально-поэтическую народную комедию».
Дело не в точности определения. Ясно, что в этих фильмах на равных работают приемы комедийные и мелодраматические, ясно, что здесь не обошлось и без элементов оперетты.
Важно другое. То, что в условиях военного времени мелодраматическая стихия фильма, связанная опять-таки не только с любовной линией, но и с общей назидательной интонацией, позволяла зрителям воспринимать фильм и как напоминание о мирной жизни, и как заверение: «так и будет», все это мирное, красивое вернется, но сейчас надо его завоевать.
И уже самое прямое отношение это заверение имеет к фильму И. Пырьева «В шесть часов вечера после войны». Этот фильм был сделан по сценарию В. Гусева в той же манере, что и «Свинарка и пастух», но уже с явной мелодраматической основой. Фильм вышел в конце 1944-го, когда страна жила приближающейся победой. За полгода до окончания войны Пырьев завершил фильм салютом Победы. Много покалеченных, израненных вернется домой. Как-то их встретят?... Этой темы не раз еще будет касаться наш кинематограф позже. И решать ее будет по-разному.
В 1944 году Пырьев решает ее безапелляционно и недвусмысленно: прочь хандру! ‹…›
Дымшиц Н. «Документ эмоций» — документ эпохи // Теория кино и художественный опыт. М.: ВНИИК, 1985.
Примечания
- ^ Пырьев И. О пройденном и пережитом... М., БПСК, 1979. С. 103.