Условное пространство наступающего светлого будущего и было пространством «народной комедии» — жанра, особенно полно выразившего себя в фильмах Григория Александрова и Ивана Пырьева. Неслучайно именно встреча на Красной площади или ВДНХ была кульминацией фильмов «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940) Александрова и завязкой «Свинарки и пастуха» (1941) Пырьева. Пырьев в своих «колхозных» комедиях более тяготел к традиционным фольклорным формам, формам традиционно обрядовым, в том, однако, виде, в каком они представали в массовом сознании — в народности официализированной, в форме многочисленных «народных сказов», лаковой росписи палехской школы и так далее.
Кинематографическим истоком его поэтики, особенно в снятых на Украине картинах «Богатая невеста» и «Трактористы» (1939), стали довженковские фильмы, но в первую очередь «Гармонь» Савченко, где довженковская поэтика, во многом по-своему документальная (что явственно в «Земле»), впервые была осмыслена как основа для откровенно условного музыкально-танцевального действа. Избрав временем действа уборку урожая, Пырьев точно нашел основу для своего сюжета — любовное соперничество героя и героини, превратив чисто обрядовый поединок мужской и женской партий, осыпающих друг друга ритуальными насмешками, в трудовое соперничество мужской и женской бригад. Условное любовное недоразумение между героями стало на твердую фольклорную основу. Яркая декоративность, умелое сочетание монтажа и музыки сделали его фильм действительно выразительным кинозрелищем.
Марголит Е. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития (Краткий очерк истории художественного кино) // Киноведческие записки. 2004. № 66.