«Броненосец “Потемкин”» (реж. Сергей Эйзенштейн, 1925) — самая известная и одновременно — самая неизвестная картина мира. Самая известная — потому, что, еще в 1958-м году возглавив список «Лучших фильмов всех времен и народов», она до сих пор остается в самых представительных опросах критиков и историков кино.
Самая неизвестная — потому, что канонического варианта фильма долгое время, в общем, не существовало. Свой триумфальный путь по экранам мира фильм Эйзенштейна начал в Берлине после легендарной премьеры 1926-го года. Тогда же негатив фильма был продан в Германию и перемонтирован режиссером ПилемЮтци. Во многих странах, к сожалению, прокатывался в основном именно этот искаженный вариант ленты Эйзенштейна.
Не лучше обстояло дело и в Советском Союзе: Эйзенштейн то и дело попадал здесь в немилость — его осуждали за «формализм», а ленты его запрещали. Как ни странно, цензурным переработкам подвергался даже классический «Броненосец “Потемкин”». В фильме делались купюры конъюнктурного характера, убирались титры, написанные «белым стихом» — их автором был Сергей Третьяков, объявленный «врагом народа». К тому же лента открывалась развернутой цитатой из другого «врага» — Троцкого. Это титр тоже был заменен.
Чтобы спасти шедевр Эйзенштейна и донести его до зрителей в оригинальном виде, Федеральный культурный фонд Федеративной Республики Германия принял решение о проведении инициативного проекта по реставрации фильма. Под общим руководством Фонда Германская Синематека был тщательно реконструирован именно авторский вариант фильма Сергея Эйзенштейна. Эта реконструкция производилась по данным ЭнноПаталаса при поддержке Федерального Фильмархива.
В Советском Союзе принято был считать, что фильм Эйзенштейна имел огромный успех именно потому, что ярко пропагандировал идеи русской революции. Зрителя всего мира, однако, фильм покорил своим общечеловеческим звучанием — принципы авангардной культуры сочетались в нем с ясно выраженными мотивами религиозной мифологии. Кинематографическая фреска Сергея Эйзенштейна сформировала миф о Великом советском кино 20-х как об искусстве революционном и пафосном, где героем являются восставшие массы, а действие подчинено прихотливым и музыкально организованным монтажным структурам.
Поэтому важным элементом новой концепции картины стало музыкальное оформление, созданное берлинским композитором Эдмундом Майзелем. Музыка была написана к мировой премьере картины, состоявшейся в Берлине в 1925-м году. Сам Эйзенштейн считал эту работу Майзеля идеально соответствующей своему замыслу, но по соображениям, далеким от искусства, в Советском Союзе она оставалась почти неизвестной. Интересно, что цензорам многих стран эта музыка казалась более взрывной и революционной, чем сам фильм Эйзенштейна, и порой они разрешали его показы, запрещая к исполнению именно... музыку Майзеля.
Аранжировку оригинальной музыки для новой версии картины выполнил дирижер Хельмут Имиг. В 2005-м году Юбилейный показ фильма в Берлине с музыкой Майзеля стал мировой сенсацией.
Ковалов О. «Броненосец „Потёмкин“»: Буклет. СПб.: Немецкий культурный центр им. Гёте, 2008.