Когда Алексей Балабанов родился, его отец заканчивал юридический, мать доучивалась на медицинском, после поступила в ординатуру, потом писала кандидатскую диссертацию, а в тридцать пять защитила докторскую. «Я пошла работать, няньки какие-то были, — вспоминает она. — Одна три дня, три дня другая. Потом мне пришлось в год и восемь месяцев его отправить к маме во Владивосток на год, потому что нас послали на целину работать — я была там участковым врачом на сельском лечебном участке». После возвращения семьи в Свердловск Алексей Балабанов пошел в детский сад. «Ребенок был общественный, — говорит его мама, — вырос в садике, потом — первый класс: повесили ключ на шею. Приходил из школы, звонил на работу: „Мама, я дома. Пойду, погуляю“».
Балабанов не раз говорил, что родители были слишком заняты, чтобы его воспитывать, подтверждает это и Инга Александровна, однако именно она настояла на том, чтобы он выучил иностранный язык. «Я очень часто ездила в командировки за границу, — говорит она, — Чувствуешь себя ущербно — с тобой разговаривают, ты слушаешь доклады, а языка не знаешь». Рядом с домом находилась школа № 2 с углубленным изучением иностранного языка; туда его и отдали, а в старших классах он занимался с частным преподавателем. ‹…›
«Рос он мальчиком спокойным, очень послушным, дисциплинированным, — говорит Инга Александровна. — Мне некогда было, я работала на двух работах, зарабатывать надо было деньги. Так что с ним никто не сюсюкался, никто с ним особенно не занимался. Читать начал очень рано. Он заболевал, я уходила на работу, оставляла его одного дома. Посажу на диван, стулья поставлю, горшок, телефон, книгу. Звоню периодически: „Алешенька, ты что делаешь?“ — „Книжечку читаю“. С работы днем прибегу, накормлю его и снова на работу. В девять часов: „Алеша, спать“. Алеша шел, ложился. Никто его не укачивал, не убаюкивал. Раз спать, значит, спать. Раз кушать, значит, кушать. Он очень обязательный был. Если сказал, что сделает или во столько-то придет — то уже однозначно. Его отец приучил, что нужно быть в жизни обязательным, честным человеком, никогда не врать. „Лучше скажи правду. Пусть она будет плохая, пусть тебе попадет за это“. И вот действительно он всегда говорил правду. И потом, в своих картинах, душой он не кривил».
Кувшинова М. Балабанов. СПб.: Мастерская «Сеанс», 2015.