Питер (тогда еще не Ленинград) висел между настоящим и будущим, веса в нем, как в ядре между землей и луной, не существовало.
Это давало размах экспериментам.
Существовала еще литературная традиция, очень сильная в Питере. Многие писатели сами ходили готовыми памятниками.
Эксперимент был направлен против традиции.
‹…› В мастерскую ФЭКСов на объявление русское, немецкое, французское и английское первым пришел куплетист «актер рваного жанра, потом циркач Серж и жонглер японец Токошима.
Первой постановкой ФЭКСов была — «Женитьба». Эта «Женитьба» 1922 года связана с «Мудрецом» Эйзенштейна и Сергея Третьякова (борьба с Островским) и противостоит постановке мейерхольдовского «Ревизора» в 1926 году, несмотря на, казалось бы, общую установку переработки классика.
ФЭКСы и Эйзенштейн брали классика на слом, Мейерхольд взял на восстановление. Одновременно, или почти одновременно с «Женитьбой» — постановка Козинцова и Трауберга — в Москве Форрегер поставил эксцентрическую вещь «Хорошее отношение к лошадям». Художниками в этой постановке были — Сергей Эйзенштейн и Сергей Юткевич.
‹…› Может быть, эксцентризм обозначил переход внимания на материал с конструкцией. Во всяком случае, теория аттракциона монтажа значащих моментов связана с теорией эксцентризма. Эксцентризм основан на выборе впечатляемых моментов и на новой не автоматической их связи. Эксцентризм это борьба с привычностью жизни, отказ в ее традиционном восприятии и подаче.
Любопытно, что именно люди, прошедшие через эксцентризм, сумели овладеть новым материалом.
Эксцентризм же не как метод подачи материала, а как определенная область материала сейчас — явление только историческое.
Это было нужно, как увлечение рисованием колонн в эпоху проработки законов перспективы.
Через условное «Чортово колесо» и «Шинель», через современного «Братишку» ФЭКСы, уничтожая тыл противника, пришли к «С. В. Д.», самой нарядной ленте Советского Союза.
‹…› Сделана она замечательно, но в будущем ФЭКСы хотят работать над современным материалом, или материалом исторически современным, они добиваются ленты на тему «Еврейские земледельческие колонии» или «Парижская коммуна».
Потому что Лессинг в «Гамбургской драматургии» сказал: «Не все то стоит делать, что можно замечательно делать».
Шкловский В. О рождении и жизни ФЭКС’ов // Недоброво В. ФЭКС: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг. М.; Л.: Кинопечать, 1928.