‹…› По-видимому, больше всего в области мультипликационного политплаката и политшаржа работал А. В. Иванов — один из зачинателей советской мультипликации, начавший свою кинодеятельность в конце 1924 года одновременно с Ходатаевым, Комиссаренко и Меркуловым, но работавший независимо от этого коллектива, а впоследствии сформировавший свою бригаду политшаржа.
А. В. Иванов начинал свою деятельность в искусстве как художник политического плаката. В 1920 году, заведуя художественным подотделом Тамбовского отделения РОСТА, он организовал там выпуск «Окон РОСТА», в составлении которых сам принимал деятельное участие как художник. Переехав в Москву для продолжения художественного образования, он поступил во Вхутемас, но, однако, вскоре бросил учебу, поняв, что при том формалистическом засилье, которое было тогда в этом учебном заведении, занятия ему ничего не дадут. В течение некоторого времени он работал карикатуристом в небольших московских журналах, а затем вместе с оператором Б. Франциссоном занялся мультипликацией.
«Не бросая еще работы газетного карикатуриста, — пишет А. В. Иванов, я стал художником-мультипликатором. У Франциссона был аппарат, была пленка. Быстро мы придумали сюжет рекламу продукции Винсиндиката. Я делал рисунки и передвигал их, Франциссон снимал. Мультипликационный станок был сооружен из двух столов, поставленных один на другой. В крышке верхнего стола был сделан вырез, а в него опущен объектив старинной деревянной камеры, известной у операторов под прозвищем «Патэ-верблюд», так как кассеты на его верхней стенке образовывали два горба. Так мы и работали. Я настолько увлекся съемками, что даже забросил журнальную деятельность. Сбережений у меня, разумеется, не было никаких, и вскоре я дошел до того, что из Сокольников, где я тогда жил, вынужден был пешком отправляться к Франциссону в Петровский парк.
Наконец мы сняли наш рекламный ролик, и Франциссон его где-то проявил. С готовым роликом мы пришли в Винсиндикат. Там нашу работу посмотрели, похвалили, но купить отказались» [А. В. Иванов. Моя работа в мультипликации в годы немого кино. Воспоминания, неопубликованная рукопись, архив автора.].
Неудача не обескуражила Иванова. Вскоре по предложению того же Б. Франциссона он средствами мультипликации сделал финальный эпизод фильма «К надземным победам» (вышел на экран 2 сентября 1924 года). Этот фильм был агитационно-художественным произведением, призывавшим бороться за создание могучей советской авиации. Финал его демонстрировал грядущую воздушную мощь нашей Родины — небо, сплошь покрытое самолетами. Этот финал и сделал А. В. Иванов средствами мультипликации (сейчас подобные кадры обычно снимаются с помощью макетов). Фильм «К надземным победам» не сохранился, но фотография финала фильма, сделанного Ивановым, имеется.
Первая увидевшая свет мультипликационная работа Иванова решила его творческую судьбу. Он раздобыл съемочный аппарат и стал делать мультипликационные фильмы. Это были политические плакаты и шаржи объемом в 30—60 м, о которых мы выше говорили. А. В. Иванов сделал их около пятидесяти. Среди них были политшаржи «Как не нужно проводить шефство над деревней», «К приезду английской делегации» (1924), «Политические игрушки» (1925; по рисункам Дени; мультипликации из этого цикла делал также Ю. Меркулов и И. Иванов-Вано), политплакаты «Сберкасса» (1925), «Девять лет Октября» (1926), «Второй заем индустриализации» (1928), «КВЖД» 1929) и многие другие.
Обычно мультипликационные политические шаржи и плакаты А. Иванова, так же как и всех остальных художников-мультипликаторов, являлись кинематографической разработкой того или иного произведения ведущих мастеров политической графики. В отдельных случаях ведущие художники-плакатисты и карикатуристы даже принимали непосредственное участие в создании малометражных мультипликаций по их работам. Так, И. Иванов-Вано сообщил нам, что работал в творческом контакте с Дени, не только дававшим ему темы мультипликационных фильмов политического содержания, но и совместно с ним разрабатывавшим основные компоновки (мизанкадры) Такой же контакт с Дени и Моором был и у Ю. Меркулова.
Из этого не следует, что мультипликационные политплакаты и политшаржи, даже в самый момент своего возникновения, в качестве особого жанра мультипликации, были простыми кинематографическими копиями графических произведений. Нет, подвижность мультипликационного рисунка требовала творческой переработки графического произведения, поисков особых, изменяющихся в процессе развития действия композиционных решений, изменения изобразительной характеристики персонажей и т. п. В сущности говоря, работа художника-мультипликатора над малометражным политическим фильмом была не менее творческой, чем работа журнального карикатуриста, создающего рисунок по разработанной литератором теме.
Созданием малометражных политических мультипликаций занимались в эти годы почти все художники-мультипликаторы: И. Иванов-Вано, Н. Ходатаев, В. Сутеев, Ю. Меркулов и другие. Однако наиболее упорными борцами за публицистические жанры в мультипликации были в 20-е годы А. Иванов и Ю. Меркулов. В 1926 году Иванову удалось при Совкино организовать мультипликационную мастерскую, размещенную в двух комнатах дома № 7 по Малому Гнездниковскому переулку. «За девять месяцев 1926 года, — пишет в уже цитированных воспоминаниях А. Иванов, — наша мастерская выпустила около тридцати маленьких мультипликаций агитационного и рекламного назначения». Добавим к этому, что в 1926 году штат мастерской состоял из режиссера-художника А. Иванова и оператора Н. Жилинского. Впоследствии в коллектив Иванова пришли Н. Воинов (в настоящее время один из лучших операторов советской мультипликации) и покойный режиссер-художник П. Сазонов. ‹…›
Гинзбург С. Рисованный и кукольный фильм. М.: Искусство, 1957.