Картину отличают четкая публицистическая мысль и хорошие актерские работы, одна из которых — роль Нийи — представляется выдающейся.
Каждый из нас знает из прессы о посягательствах на окружающую среду, об отравленных водоемах и лесах, поливаемых кислотными дождями. Но, увидев в фильме планету Десса, превращенную ее жителями в свалку мусора, по которой можно передвигаться только в противогазах, каждый зритель, будем надеяться, как-то по-новому, еще раз осознал ответственность всех людей Земли, свою личную ответственность за сохранение собственной планеты, ее природной красоты.
Вырождающиеся, больные, уродливые жители Дессы — выразительная метафора последствий экологической катастрофы, постигшей эту планету по вине ее жителей. Противопоставлена Дессе зеленая, умытая росой Земля.
Правда, идея картины осталась бы добротной иллюстрацией газетных очерков, если бы в центре не стоял образ дессианской девушки Нийи. Жаль, сценаристы несколько перестарались, нагнетая различные фантастические подробности вокруг этого образа. Им показалось мало, что Нийя искусственное существо, выращенное в колбе, — они ввели еще агрессивную протоплазму, поместили в мозг героини управляющий ее волей центр и т. д. Обилие не всегда, может быть, понятных зрителю деталей могло разрушить цельность образа, обаяние бескомпромиссной, открытой натуры. Если бы не исполнительница.
Задача, стоявшая перед дебютанткой Е. Метелкиной, была особенно сложной. Не только потому, что создавать героические характеры вообще нелегко, но и потому, что Нийя — неземной человек. Мы, зрители, должны чувствовать, понимать это отличие, и в то же время ее душевные порывы должны быть близки нам, должны вызывать в нас сочувственный отклик. Нельзя не отметить, что остальные, обыкновенные, земные люди получились далеко не столь объемными, как эта искусственная инопланетянка.
Ревич В. Фантастика: жанр или способ думать? Полемические заметки // Искусство кино. 1985. № 1.