Дорогой, хороший и любимый Иосиф Виссарионович!
Обращаюсь к Вам в такое трудное время только потому, что жизнь моя стала невыносима. Иногда приходит желание послать все в тартарары и наложить на себя руки. Если я не нужна своей стране, так зачем же жить? А все зависит от Вас одного лично.
Я киноактриса, работаю в кино 18 лет. Но у меня такое невезение, что Вы, вероятно, не видели ни одной моей картины. А говорят, что я одна из лучших актрис советской кинематографии. Вот и сейчас: режиссер Ромм пять месяцев назад закончил картину «Человек № 217», в которой я играю основную роль. Картина в кругах искусства наделала много шума. Художественный совет Кинокомитета ей единственной аплодировал стоя. Кинематографисты — режиссеры, актеры, писатели — считают ее лучшей картиной за войну. В московском Доме кино было проведено тайное голосование на лучшую картину года, и картина «Человек № 217» заняла первое место. Люди говорят мне лично высокие и большие слова. Я считаюсь единственной трагической актрисой. Но все это ни к чему: пять месяцев картину, такую нужную, не выпускают на экран. И все это оттого, что Вы, Иосиф Виссарионович, ее не посмотрели. Я могла бы думать, что у Вас нет времени, но пока картина лежит, Вы посмотрели уже восемь или девять картин, самых разных, сделанных позже нашей, вовсе не таких хороших, вовсе не таких нужных. Так говорят все. А без Вас картину не выпускают на экран, якобы потому, что она острая и актуальная. Это вторая картина Ромма из трилогии о Европе. Первая, «Мечта», которую тоже люди искусства считали чуть ли не лучшей из всего сделанного, имела бесконечно жалкую судьбу. Вы ее тоже, вероятно, не видели. Она тоже была закончена во время войны. А теперь вот — «Человек № 217». Картину выдвинули на Сталинскую премию, она прошла в Комитете по Сталинским премиям блестяще, выдвинута на премию и я. А теперь картину снимут с голосования, так как Вами она не просмотрена. Я начинаю думать, что чья-то недобрая рука действует тут, и не допускает картину до Вас. И вот — один удар за другим, после «Мечты», «Человек № 217», из-под Ромма выбивают почву, а я делаюсь полным инвалидом. Так прошла жизнь, осталось так мало, а я никому не нужна.
Иосиф Виссарионович, умоляю, посмотрите картину и скажите свое слово! Оно так необходимо! Вы спасете меня от полной катастрофы! Я не могу сейчас приобретать другую профессию, и мне остается очень грустный путь.
Я думаю, Ваши секретари передадут Вам это письмо, так как они поймут, что так тяжело бывает раз в жизни, и не помочь человеку просто невозможно. И это в такие радостные Дни победы!
Дорогой, родной, Иосиф Виссарионович, умоляю Вас всем сердцем: посмотрите нашу картину! Она о духовной красоте наших советских людей, угнанных на фашистскую каторгу в Германию, и о моральном облике современного немца. Умоляю!
Заслуженная артистка РСФСР — Елена Александровна Кузьмина
Кино на войне. Документы и свидетельства. М.: Материк, 2005.