Для того чтобы облегчить актрисе первое выступление в центральной роли, режиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг предложили Кузьминой просто играть самое себя. Героиня фильма даже получила имя, отчество, фамилию и точный возраст актрисы — Елена Александровна Кузьмина, 20 лет. Фильм снимался там, где происходило его действие — в глухой деревне на далеком Алтае. Съемки шли очень удачно. Актрису поздравляли с большой творческой победой.
Но тут произошло неожиданное для артистки событие: «великий немой» заговорил, в кино пришел звук. В конце съемок решено было озвучить и фильм «Одна». О том, в какой ужас повергло Кузьмину это решение, она до сих пор вспоминает с волнением:
— Я ведь так натренировала себя, что стала абсолютно немой. И даже двигалась бесшумно, даже причала и смеялась на съемке беззвучно.
И вот, оказалось, что надо разговаривать!
— Я до сих пор помню первую в жизни фразу, которую мне пришлось произнести перед аппаратом. Она и теперь звучит у меня в ушах. Вот эта фраза: «Он режет на мясо ваших баранов». Не правда ли, сказать это очень просто! Но чего стоили мне эти простые слова! Несколько часов ужасных мучений, слез, отчаяния. Я не могла заставить себя на съемке открыть рот, я не могла не только произнести фразу, но даже пискнуть... Пять лет я отдавала все силы тому, чтобы научиться молчать! Сколько же лет нужно теперь, чтобы научиться говорить?!
В конце концов эти мучения остались позади, и один из первых советских звуковых фильмов вышел на экраны. Но долго еще Елена Кузьмина после этого боялась браться за большие «говорящие» роли. В картинах «Окраина», «У самого синего моря», «Тринадцать», «Всадники» она исполняла сравнительно скромные, немногословные роли, проходя в процессе съемок, так сказать, второй курс своей кинематографической школы — овладевая техникой речи, выразительностью слова, добиваясь его разнообразной и глубокой психологической окраски, его естественного и правдивого звучания.
Только в фильме Михаила Ромма «Мечта» Елена Кузьмина сыграла наконец свою первую большую роль в звуковом кино. Произошло как бы второе рождение актрисы, уверенно владеющей всеми средствами выразительности: отлично разработанной мимикой, живой и разнообразной жестикуляцией, свободной и богатой оттенками речью. «Мечта» принесла Кузьминой широкую популярность не только в советской стране, но и далеко за ее пределами.
‹…› В его следующем фильме «Человек № 217» Кузьмина играла главную роль — русскую девушку Таню Крылову, попавшую в фашистское рабство, оказавшуюся в гитлеровском концентрационном лагере, девушку, обреченную на муки и гибель. Режиссер поставил перед артисткой сложнейшую творческую задачу — показать, как страдания и унижения не только не сломили волю героини, но, напротив, пробудили в ее душе огромную силу сопротивления, жажду борьбы и мести. Эту задачу артистка блестяще осуществила, создав образ большой трагедийной выразительности. Сцены, в которых Таня Крылова, движимая гневом, убивает гитлеровца, когда она, поседевшая, с потухшими глазами доходит до родной, свободной земли, производили огромное впечатление.
‹…› В «Секретной миссии» Кузьмина исполнила роль отважной советской разведчицы, работавшей в годы войны в самом логове врага — в гитлеровской ставке. Эта роль «героини без имени», подвига которой никогда никто не узнает, девушки волевой, умной и храброй, ежеминутно рискующей жизнью ради победы своего народа, глубоко волновала артистку. Молчаливая, подтянутая, с неизменной сигаретой в уголке рта, ее героиня поначалу представала перед зрителями в эссесовской форме. Гитлеровцы звали ее Мартой. У шофера Марты были холодные, стальные глаза, жестокое и бесстрастное лицо, затаенный темперамент прорывался только в опасной склонности Марты водить машину с бешеной скоростью. Женщина фанатичная, мрачная, она казалась вполне на своем месте среди циничных и грубых гитлеровцев. Но в фильме есть краткие моменты, когда «Марта» встречается со своим товарищем по опасному подвигу, другим советским разведчиком. Эти мгновения — единственная для артистки возможность показать подлинное лицо своей героини, раскрыть ее истинный духовный мир. И как прекрасно использует эти немногие кадры Елена Кузьмина! Ее лицо словно преображается, жестоко сжатые губы вдруг становятся мягкими, нежными, глаза светятся усталой и доброй улыбкой... Перед нами — простая, чистая, скромная девушка, красивая и ясная душа. И весь смысл нечеловечески трудного подвига героини сразу становится понятен — в царстве мрака и злобы она сражается за счастье людей, за труд и спокойствие на родной земле!
Рудницкий К. Елена Кузьмина// Советский экран. 1958. № 15.