Вместе с дипломами мы получили назначения на разные студии. Я была зачислена в штат «Межрабпомфильма». Мне дали возможность досняться в «Булат-Батыре» (фильм снимала студия «Совкино»), а потом вызвали в дирекцию. Там М. Н. Алейников объявил мне, что я утверждена на роль в фильме Л. Л. Оболенского, который находится в экспедиции под Новороссийском, и мне необходимо немедленно выехать на съемки. Поезд отбывал через два часа. Мне дали машину, чтобы я заехала домой, быстро собрала вещи и срочно ехала на вокзал. Сопровождающий меня администратор, не успев оформить документы на деньги, сказал, что я все получу на месте. Название фильма — «Альбидум» — у меня сразу вылетело из головы (это название сорта пшеницы, о чем я, естественно, понятия не имела). Точный адрес экспедиции мне тоже не сообщили, так как она находилась не в самом Новороссийске, но к моему приезду должна была туда вернуться. Мне сказали, что меня будут встречать.
Так я отправилась на съемки первой картины после окончания института. Денег у меня было в обрез, только-только на проезд, о роли, которую мне придется исполнять, я понятия не имела. Знала только, что режиссер фильма — Леонид Оболенский и что меня будут встречать. Новороссийск встретил пронзительным норд-остом. Уже из окна вагона я увидела пустой перрон. Мой единственный спутник — мужчина с ребенком — быстро исчез. Решив, что встречающие меня спрятались в вокзале, я обошла все помещения. Никого. Пришлось идти к коменданту вокзала. Там на меня сначала посмотрели с явным недоверием: не знаю, где находится киноэкспедиция, не помню названия фильма, в котором приехала сниматься, и к тому же не имею на руках соответствующих документов.
К счастью, в городе только что прошла «Солистка его величества», меня узнали и решили помочь. Мне дали провожатого в малиновой фуражке, который должен был помочь мне найти в гостиницах мою экспедицию.
Город находился далеко от станции, идти пришлось по берегу моря. Обойдя все гостиницы, я нигде не нашла своей экспедиции. Гостиницы были переполнены пассажирами с теплоходов, застрявших из-за норд-оста. Не найдя места, где можно было переночевать, я вернулась на вокзал. Начальник любезно предложил мне свою дежурную комнату с мягким диваном.
Отлично выспавшись, я решила с утра встречать все поезда, так как не знала, откуда должна прибыть экспедиция. Ветер к этому времени утих. После каждого прибывшего поезда начальник станции задавал один и тот же вопрос: «Ну как, приехали?», на что я только отрицательно качала головой...
И наконец к вечеру я дождалась. В окне вагона медленно подъезжающего поезда я увидела сначала Оболенского, потом Ольгу Жизневу, Кабалова, Немоляева и Егорова — директора группы. Они меня окружили, и первый вопрос был: «Деньги есть?» Я пролепетала, что есть только пятнадцать рублей, так как не успела... Но тут раздался радостный крик: «Ура, живем, у Галки пятнадцать рублей!»
Оказывается, в том городе, откуда они приехали, накануне банк был закрыт, и они не смогли получить деньги. Группа ехала голодная, буквально без копейки. Я была счастлива, что смогла выручить товарищей. К вечеру нас всех разместили по гостиницам и раздали суточные, которые директор успел получить.
Оболенский ввел меня в курс дела, рассказал о моей роли. Фильм повествовал о советском агрономе, который, обнаружив в 1921 году в Поволжье несколько перенесших страшную засуху колосков, вывел из них засухоустойчивый сорт пшеницы. Это — суть сюжета, а дальше идет сплошное «кино», как сказал Оболенский: американский хлебный «король» сделал все, чтобы помешать агроному в его работе, и даже подослал к нему обольстительную шпионку Сесиль... Вот эта роль шпионки-соблазнительницы, и досталась мне.
Я очень люблю Оболенского — его острый ум, режиссерскую выдумку, редкую культуру и обаяние. Он снял и снялся сам в целом ряде фильмов. К сожалению, не все их помнят сегодня, но это художник очень яркого таланта. Удивительно несправедлива бывает судьба к людям — даже к тем, которые украшают человечество...
Фильм «Альбидум» (1928) — одно из лучших воспоминаний моей творческой жизни.
Кравченко Г. Мозаика прошлого. М.: Искусство, 1971. С. 76-79.