Любовь Аркус
«Чапаев» родился из любви к отечественному кино. Другого в моем детстве, строго говоря, не было. Были, конечно, французские комедии, итальянские мелодрамы и американские фильмы про ужасы капиталистического мира. Редкие шедевры не могли утолить жгучий голод по прекрасному. Феллини, Висконти и Бергмана мы изучали по статьям великих советских киноведов.
Зато Марк Бернес, Михаил Жаров, Алексей Баталов и Татьяна Самойлова были всегда рядом — в телевизоре, после программы «Время». Фильмы Василия Шукшина, Ильи Авербаха и Глеба Панфилова шли в кинотеатрах, а «Зеркало» или «20 дней без войны» можно было поймать в окраинном Доме культуры, один сеанс в неделю.
Если отставить лирику, «Чапаев» вырос из семитомной энциклопедии «Новейшая история отечественного кино», созданной журналом «Сеанс» на рубеже девяностых и нулевых. В основу этого издания был положен структурный принцип «кино и контекст». Он же сохранен и в новой инкарнации — проекте «Чапаев». 20 лет назад такая структура казалась новаторством, сегодня — это насущная необходимость, так как культурные и исторические контексты ушедшей эпохи сегодня с трудом считываются зрителем.
«Чапаев» — не только о кино, но о Советском Союзе, дореволюционной и современной России. Это образовательный, энциклопедический, научно-исследовательский проект. До сих пор в истории нашего кино огромное количество белых пятен и неизученных тем. Эйзенштейн, Вертов, Довженко, Ромм, Барнет и Тарковский исследованы и описаны в многочисленных статьях и монографиях, киноавангард 1920-х и «оттепель» изучены со всех сторон, но огромная часть материка под названием Отечественное кино пока terra incognita. Поэтому для нас так важен спецпроект «Свидетели, участники и потомки», для которого мы записываем живых участников кинопроцесса, а также детей и внуков советских кинематографистов. По той же причине для нас так важна помощь главных партнеров: Госфильмофонда России, РГАКФД (Красногорский архив), РГАЛИ, ВГИК (Кабинет отечественного кино), Музея кино, музея «Мосфильма» и музея «Ленфильма».
Охватить весь этот материк сложно даже специалистам. Мы пытаемся идти разными тропами, привлекать к процессу людей из разных областей, найти баланс между доступностью и основательностью. Среди авторов «Чапаева» не только опытные и профессиональные киноведы, но и молодые люди, со своей оптикой и со своим восприятием. Но все новое покоится на достижениях прошлого. Поэтому так важно для нас было собрать в энциклопедической части проекта статьи и материалы, написанные лучшими авторами прошлых поколений: Майи Туровской, Инны Соловьевой, Веры Шитовой, Неи Зоркой, Юрия Ханютина, Наума Клеймана и многих других. Познакомить читателя с уникальными документами и материалами из личных архивов.
Искренняя признательность Министерству культуры и Фонду кино за возможность запустить проект. Особая благодарность друзьям, поддержавшим «Чапаева»: Константину Эрнсту, Сергею Сельянову, Александру Голутве, Сергею Серезлееву, Виктории Шамликашвили, Федору Бондарчуку, Николаю Бородачеву, Татьяне Горяевой, Наталье Калантаровой, Ларисе Солоницыной, Владимиру Малышеву, Карену Шахназарову, Эдуарду Пичугину, Алевтине Чинаровой, Елене Лапиной, Ольге Любимовой, Анне Михалковой, Ольге Поликарповой и фонду «Ступени».
Спасибо Игорю Гуровичу за идею логотипа, Артему Васильеву и Мите Борисову за дружескую поддержку, Евгению Марголиту, Олегу Ковалову, Анатолию Загулину, Наталье Чертовой, Петру Багрову, Георгию Бородину за неоценимые консультации и экспертизу.
Сегодня наш кинематограф располагает неигровыми фильмами, которые отмечены высокой степенью художественности, если пони-мать под этим наличие в фильме нсигропых ситуаций, а — что самое главное — настоящего, большого характера (илп же художественно ярко выраженной социальной идеи — как, скажем, в фильме М. Ромма «Обыкновенный фашизм»).
Появление этих лент связано, на наш взгляд, с развитием нового жанра, который можно было бы назвать художсственной публицистикой. Кстати, именно этот жанр пользуется сейчас особой популярностью в литературе. Последние два года н интересующем нас направлении успешно работает молодой ленинградский режиссер Семен Аранович. Он пришел во ВГИК из армии, имея специальность штурмана-испытателя. Учился в мастерской Романа Кармена. От своего мастера Семен унаследовал энергию и любовь к документальному факту.
В дипломной работе «Последний пароход» Аранович пробует силы. Фильм этот не известен широкому зрителю, но именно здесь уже сказались те качества режиссера, которые позволяют ему быть постоянно оригинальным в решении самых разнообразных тем и сюжетов. Это фильм о Соловках, некогда печальном месте, избранном царским правительством для ссылки профессиональных революционеров. Но Аранович сумел рассказать в фильме и о судьбе старожила-рыбака, для которого Соловки — Родина, и жизнь этого сурового края поворачивается для нас новой, неизвестной гранью.
Три следующих фильма: «Сегодня —премьера», «Время, которое всегда с нами» и «Друг Горького — Андреева» — начало более смелых поисков в жанрах, уже хорошо известных. Это монографии о работе театрального режиссера, о двух женщинах-революционерках. Мало ли было фильмов, посвященных жизни известнейших актеров, режиссеров, писателей, ученых, полководцев! Фильмов, сделанных добросовестно и почтительно, с привлечением архивных и иных материалов, с выдержками из старых кинолент!
Но что-то было в этих фильмах от иллюстраций к уже известным истинам, а героев этих лент можно было смело причислить к лику святых. Но вот появляется серия картин о жизни выдающихся людей нашего времени — Коллонтай, Андреевой,— и мы с удивлением замечаем, что они поразительно обыкновенные и простые люди, наделенные, как и мы все, различного рода слабостями и сомнениями, ищущие и страдающие и даже — что совсем невероятно — ошибающиеся и любящие!
Мы видим процесс жизни творчества этих людей, видим его в развитии, в противоречиях, мы становимся соучастниками этого процесса н понимаем, что эти «великие» живут теми же законами и мучительно ищут ответ, скажем, на такой, казалось бы. банальный вопрос: «В чем смысл жизни?» И режиссер ищет ответ на этот вечный вопрос, а мы, участвуя в этих поисках, открываем для себя все новые грани бесконечно разнообразного мира...
Сила картин Арановича — в умении средствами документального киноискусства рассказать о ярких и больших характерах своих героев. В этом смысле его фильмы содержат большой заряд положительного примера, которого еще так недостает нашему кинематографу. В этом главная перспективность поисков Семена Арановича.
Сейчас режиссер работает над новым фильмом-монографией о М. Горьком. Хочется пожелать ему в будущем испробовать свои силы и в других жанрах документального кино, в жанрах, позволяющих нс только анализировать жизнь, но и активно вмешиваться в ее переустройство. Хочется пожелать ему большой творческой смелости.
Искусство Кино 1967 N6 // Дебютанты этого года