Валерий Инкижинов закончил съемки фильма «Комета» в 1930 году. В этом же году состоялась премьера, но вскоре фильм по непонятным причинам был запрещен.
Инкижинов продолжает преподавать в киностудии, одновременно работает в Госцирке, преподает там клоунаду...
Но он чувствует творческую, да и личную неудовлетворенность...
Последнее упоминание об Инкижинове появилось в советской газете «Кино» в ноябре 1929 года: «Режиссер Валерий Инкижинов закончил постановку картины „Комета“ и выехал в месячный отпуск в Париж, где он познакомится с работой по звуковому кино».
Валерий Инкижинов из Парижа не вернулся...
И после его решения остаться за границей, на него, уже известного театрального теоретика и педагога, режиссера, актера, исполнителя главной роли в фильме «Потомок Чингисхана», опустился занавес запрета, само имя его было запрещено, даже из титров фильма «Потомок Чингисхана» он был вычеркнут...
Фильмы, снятые им, были полностью уничтожены. Ни малейшего упоминания о нем и его творчестве нельзя было отыскать ни в одном из солидных кинословарей и киноэнциклопедий, изданных за все эти годы в России.
Ходили легенды о причинах, заставивших его покинуть Родину. Это, с одной стороны: несогласие с некоторыми деятелями советского кинематографа, проводившими усиленную идеологизацию киноискусства, с другой стороны: страх перед репрессиями, обрушившимися на деятелей искусства в эти годы, и, наконец, третье и, пожалуй, самое главное: многочисленные предложения сниматься в кино, поступившие к нему от французских режиссеров.
И справедливости ради надо сказать, что Валерий Инкижинов спас свою жизнь, уехав из страны. Во Францию к нему приходили печальные вести: расстреляны Мейерхольд и тысячи других его коллег и друзей по искусству.
В Москве разрушают церкви, в Бурятии разрушен дацан, в котором шли съемки «Потомка Чингисхана».
Уничтожены тысячи статуток золотых, серебряных и бронзовых Будд вместе с музыкальными инструментами, участвовавшими в съемке фильма, сжигаются священные книги...
Популярная актриса 20-х годов Галина Кравченко, снимавшаяся у Инкижинова в фильме «Комета», высказывала свою версию его отъезда.
Она писала так: «Как режиссер, Инкижинов был профессионален и ловок. Однако его режиссерские работы лишены жизненности, оторваны от народа. Поэтому критика его фильмов, бесспорно, справедливая.
Он был человек болезненно самолюбивый и в большой степени самовлюбленный ... В нем удивительно сочеталась Европа с восточной экзотикой. Прувеличенное мнение о своих, как он считал, неоцененных способностях привело Инкижинова в 1930 году в лагерь эмигрантов...».
Об истинной причине отъезда Валерия Инкижинова за границу соотечественники узнали в 1954 году из уст самого Валерия Инкижинова, который дал интервью украинскому журналисту И. Костецкому.
Вот что сказал в интервью сам Валерий Инкижинов: «В 1929 году я хотел работать в Харькове. Лесь Курбас предложил мне руководить театром. Я вроде бы не возражал, но случилось нечто непоправимое, что в корне перевернуло мою собственную жизнь. Я получил из Парижа сообщение от моей жены, что там умерла моя
дочь. Я должен был ехать.
Последний разговор наш с Курбасом был в высшей степени драматичен. Я уезжал, чтобы никогла более не возвращаться. Курбас сказал мне на прощание только одно слово: «Судьба».
В. Инкижинов был не только достойным учеником Кулешова, но и, в свою очередь, был теоретиком театра — создал теорию актерской сценической пластики — «биомеханики».
Кроме этого, Валерий Инкижинов был талантливым актером кино. Роль Баира в фильме В.Пудовкина «Потомок Чингисхана» — блестящее тому доказательство.
Вот почему на Западе сразу же по достоинству оценили талант нашего земляка.
Галина Кравченко писала: «Мы знаем по прессе, что за границей он ничего выдающегося так и не сделал».
В противовес возмутительно-предательскому утверждению Галины Кравченко мне хочется привести выписку из кинословаря, выпущенного во Франции Ж. Тюларом: «Валери Инкижинофф... актер, режиссер из России... начал свою карьеру с роли монгола Баира — Потомка Чингисхана в фильме В. Пудовкина „Буря нал Азией“... бритый наголо, с узкими монгольскими глазами... он сыграл азиатов во многих фильмах, сумев создать волнующие образы...» <...>.
Действительно, кроме роли монгола в фильме В. Пудовкина, Валерий Инкижинов переиграл в европейских фильмах всех китайцев и японцев!..
Творчество Валерия Инкижинова здесь было весьма и весьма плодотворным: он сыграл в сорока четырех фильмах.
...Он приехал в Париж в 1930 году. И в этом же году сыграл главную роль в фильме А. Сандберга «Желтолицый капитан».
Следовательно, сниматься в зарубежном кино он начал сразу, как только попал во Францию!..
В 1933 году Инкижинов сыграл опять главную роль — Радэжа в фильме «Голова человека» по произведению Жоржа Сименона. Картину поставил известный французский режиссер Жюльен Дювивье, прославившийся во всем мире своим фильмом «Большой вальс».
Приглашений сниматься у Валерия Инкижинова было много, настолько много, что он часто снимался одновременно в нескольких фильмах сразу. В 1933 году он занят в фильме Николя Фаркаша и Виктора Туржанского «Битва», где играет роль Хирата. Кроме того, в этом же году снимается у «Робера Виена в фильме под названием «Акт полицейского 909».
В 1934 году на мировые экраны выходят сразу две картины с Валерием Инкижиновым: фильм «Волга в огне» Виктора Туржанского, тоже русского эмигранта, затем «Амок», картина, снятая по роману Стефана Цвейга режиссером Федором Оцепом <...>.
А в 1936 году на экраны Европы выйдут целых три фильма с участием Инкижинова: «Четверо из Санта-Круза» режиссера Вернера Клингера, «Фризеннот» режиссера Петера Хагена и «Бурлаки на Волге» русского эмигранта Владимира Стрижевского, который также уехал из революционной России на Запад и сделал там весьма
успешную карьеру режиссера.
В 1937 году Валерия Инкижинова приглашает на одну из главных ролей в своем фильме «Пираты железнодорожных путей» талантливый французский кинорежиссер Кристиан—Жак, и с этого момента начнется творческая дружба двух талантливых кинематографистов, которая протянется через всю их долгую жизнь.
Кристиан-Жак начал свою карьеру режиссера с постановки кинокомедий с участием очень смешного комика Фернанделя. Его лучшие картины «Кармен» с участием Жана Марэ, «Фанфан-Тюльпан» с Жераром Филиппом в главной роли, «Бабетта идет на войну» с Бриджит Барзо, до сих пор популярны и любимы зрителями.
Очевидно, что интеллигентный, всегда подтянутый, элегантный Валерий Инкижинов умел дружить с людьми, с коллегами по творческому цеху.
Неслучайно долгие годы его связывала творческая дружба с режиссерами Фрицем Лангом, который снял Инкижинова в двух своих фильмах: «Индийская гробница» и «Эшнапурский тигр», и с таким известным режиссером, как Кармино Галлоне.
С последним Валерий Инкижинов работал вместе в трех фильмах: «Дочь Мата Хари», «Мишель Строгофф», «Триумф Мишеля Строгофф».
Начавшись в 1937 году дружба В. Инкижинова и Кристиана-Жака продолжалась более тридцати лет.
В 1971 году, проводя кастинг на роль Спиттинга в своем фильме «Нефтедобытчицы», Кристиан — Жак среди всех претендентов предпочтет своего старого друга Валерия Инкижинова.
После этого весьма популярного фильма Валерий Инкижинов сыграет еще в фильме Алена Дэно «Сын неба» в 1972 году. Это телевизионный 26-ти серийный фильм, он играл роль Мэнха, и это была последняя роль Валерия Инкижинова, сыгранная им на экране... За год до смерти...
...Накануне Второй мировой войны Европа жила в тревожной атмосфере. Из Франции в Америку эмигрируют друзья и коллеги Валерия Инкижинова: Федор Оцеп, Фриц Ланг, Жюльен Дювивье,
Жорж-Вильхельм Пабст, у которого Валерий Инкижинов снимался в фильме «Шанхайская драма», и многие другие режиссеры.
Но все же он успел в 1938 году сыграть роль Людовика Стиннера в фильме Андрэ Югона «Улица без радости» и роль Белого Дракона в «Шанхайской драме» Жоржа-Вильхельма Пабста.
... Инкижинов во время оккупации по некоторым данным жил в Америке.
Хотя, с другой стороны, имеются свидетельства эмигрантов — калмыков Г. Бурджалова и Д, Бурхинова, которые утверждают, что во время второй мировой войны жили с родителями в Париже, оккупированном немцами. По их рассказам, в трудные дни им приходилось подрабатывать себе на жизнь на предприятии, принадлежавшем богатому буряту Валерию Инкижинову... Якобы Инкижинов часто общался с их родителями...
Подробности творческой деятельности Валерия Инкижинова в американском кинематографе пока, к сожалению, неизвестны. Но перерыв в десять лет между двумя последними фильмами с его участием, снятыми в 1938 году, и фильмом «Ренегатка» режиссера Жака Северака, в 1948 году, где Инкижинов сыграл роль Мектара, доказывает отсутствие Валерия Инкижинова в европейском кинематографе, то есть, попросту говоря, его десять лет не было в Европе...
...После войны В. Инкижинов снова начинает сниматься...
В 1949 году выходит на экран фильм Раймона Бернара «Майя», где Инкижинов сыграл роль Кашемира. Затем в 1950 году фильм Анри Атавая «Черная роза», роль Шинеза. Потом последовал довольно длительный перерыв, и только через четыре года, в 1954-м, появился следующий фильм с его участием «Веррат в Германии» <...>.
В этом фильме Инкижинов играл роль Осаки, а снял этот фильм всемирно известный режиссер Вейт Арлан. В этом же 1954 году выходит на экраны картина Кармино Галлоне «Дочь Мата Хари», где Инкижинов блистает в роли Наоса.
В 1956 году актер одновременно был занят в двух фильмах: в картине режиссера Эдуарда фон Борсоди «Любимая Коринна» играет роль безымянного китайца, и новая работа со старым другом Кармино Галлоне, который предложил Инкижинову большую роль Феофор Хана в своем фильме «Мишель Строгофф».
Следующая картина, в которой вновь блистательно играл наш земляк, называлась «Сталинградский врач». Фильм работающего в Италии венгерского режиссера Гезы фон Радвани, вышедший на экраны в 1958 году, снискал огромную популярность, благодаря участию в нем известных актрис Евы Барток и Веры Чеховой, актеров Марио Алорфа, Ханиесса Мессемера и Валерия Инкижинова.
Инкижинов играл с ведущими актерами европейского кино. Так, в разных фильмах его партнерами становились Бриджит Бармо, Клаудиа Кардинале, Марина Влади, Хермани Спильмани, Тайрон Повэр, Ален Делон, Лино Вентура, Жан-Поль Бельмондо, Робер Оссейн и многие другие известные актеры.
Более того, некоторые актеры учились у В. Инкижинова. Так, Х. Мессемер, дебютировавший в кино в 1957 году, позднее рассказывал, что, снимаясь вместе с Инкижиновым в фильме «Сталинградский врач», где Инкижинов играл коменданта лагеря, он наблюдал за Инкижиновым.
Он многое подсмотрел у него, а позже использовал инкижиновские находки для создания правдивого образа другого коменданта лагеря уже в фильме «Большой побег».
В 1959 году Инкижинов снялся сразу в двух лентах знаменитого Фрица Ланга, с которым он долгое время ваходился в тесных дружеских отношениях: «Эшнапурский тигр» и «Индийская гробница».
Талантливого актера пригашают лучшие режиссеры мирового кинематографа... Инкижинов неустанно снимается...
Только за один 1961-й год он сытрал роль Хайга Приеста в картине Риккардо Фреды «Великан двора Хубилай Хана», затем тот же Кармино Галлоне приглашает его на роль Амекталя в фильме «Триумф Мишеля Строгофф», а режиссер Леонид Могуй снимает его в картине «Все хотят жить».
В последующие годы он появляется в звизодах разных фильмов играет неболышие роли в картинах «Урсус, гладиатор», «Доктор Мабюз», «Ник Картер уничтожит все», «Мой дядя из Техаса»...
В 1965 году В. Инкижинову исполнилось семьдесят лет...
Но в этом же году Инкижинов, полный энергии и сил, играет большую роль мистера Гоу в фильме Филиппа де Брока «Приключения одного китайца в Китае», еще раз блестяще доказав свою профессиональность...
Рыбина Г.А. Париж // Рыбина Г.А. Бурят Валерий Инкижинов в европейском кино. Иркутск, 2007. С. 37-42.