Игольчатый экран — это черно-белая техника в чем-то аналогичная процессу автотипии: изображение составлено из огромного количества очень маленьких черных элементов на белом фоне. Темнота тона соответствует индивидуальному размеру каждого черного элемента на определенном участке белого фона. На игольчатом экране указанный принцип реализуется следующим образом.
Белый фон образован белой вертикальной обрамленной пластиной, освещенной единственным источником света под углом к ее лицевой поверхности. Так же освещена черная плоскость. Пластина просверлена насквозь перпендикулярно к ее плоскостям: в крошечных отверстиях свободно скользит соответствующее количество иголок. Длина иголок несколько больше толщины пластины, так что, если их вдвинуть до уровня лицевой поверхности, они покажутся с другой стороны, и наоборот. В первом случае лицевая поверхность — белая. Если теперь одну из иголок выдвинуть вперед, на белой поверхности образуется ее тень. Чем дальше продвинется иголка, тем длиннее будет ее тень. Если теперь группу иголок выдвинуть вперед до максимума, тень каждой иголки достигнет соседней тени, и участок белой плоскости за этой группой иголок не получит освещения и покажется черным. Если эту группу иголок вдвинуть в экран, скажем, наполовину, тени станут вполовину короче, между ними возникнут крошечные белые участки, и мы получим эффект среднего серого тона.

Так как на нашем нынешнем игольчатом экране — миллион иголок, мы всегда составляем рисунок не по одной иголке, а по группам, как бы нанося краску кистью. Вместо кистей мы используем ролики разного размера: например, колесики от ножек кровати, шариковые подшипники и т. д. — чтобы продвигать иголки до какого-либо уровня, получая таким образом тени или линии серого, черного или белого цвета, необходимые нам для составления изображения. Так как опыта у нас стало больше, мы добавили новые типы «кистей», у многих из которых- особая фактура поверхности, необходимая для получения нужных нам фактур изображения.
Вся композиция остается в качестве оригинала изображения на игольчатом экране — это его «негатив», который мы фотографируем перед тем, как «нарисовать» новое изображение.
Если говорить о кинематографической технике анимации — то весь фильм, кадр за кадром, развертывается на одном-единственном игольчатом экране. Вместо того, чтобы делать серии отдельных рисунков, снимаемых впоследствии друг за другом, мы делаем на игольчатом экране первое изображение, снимаем его, затем изменяем — превращаем этот первый рисунок во вторую фазу движения, снимаем вторую фазу и т. д. Благодаря этой системе и легкости штриховки и моделирования на игольчатом экране, становится возможным работать над всем фильмом в технике светотени и, таким образом, выйти за рамки комического или сатирического и приблизиться к поэтичности и драматизму.
Паркер К. Игольчатый экран // Александр Алексеев: Диалог с книгой. СПб.: Вита Нова, 2005. С. 14-16.