Работа над фильмом «Валерий Чкалов» выдвинула перед нами задачи необычайной трудности. В ограниченные рамки фильма невозможно было вместить все богатство замечательной Чкаловской биографии. Приходилось отбирать лишь наиболее значительные, наиболее важные факты, стремясь при этом передать внутреннюю дельность стремительной жизни Чкалова. Нужно было воссоздать образ необычайно широкий, отразивший лучшие черты русского народа, и одновременно неповторимый в своем своеобразии. При этом мы знали, что нас ждет ревнивый и строгий контроль народа, который хорошо помнит и любит своего героя.
Сценарий «Валерия Чкалова» (авторы — Г. Байдуков, Д. Тарасов и Б. Чирсков) прошел достаточно широкую проверку общественности и печати. Внутренняя убедительность образа центрального героя как будто не вызывала сомнений. Предстояло еще найти черты внешнего сходства, которые мы хотели придать актеру Белокурову, исполнявшему в фильме роль Чкалова. Это далось не легко. Достаточно сказать, что грим менялся десятки раз, прежде чем мы получили первую фотографию, относительно нас удовлетворившую.
Как справился творческий коллектив со своей задачей, — судить не нам. Но одно обстоятельство значительно облегчило решение этой задачи — помощь военных товарищей.
Мы сталкивались со сложным авиационным материалом, а между тем в заголовках картины нет фамилии специального консультанта. И это не случайно. Нам оказали внимательную, всестороннюю помощь все, с кем мы встречались, — начиная от командования военно-воздушных сил и кончая рядовыми бойцами.
Круг наших коллективных консультантов непрерывно расширялся. Люди, лично знавшие Чкалова, помогли нам глубже, ярче, полнее нарисовать его образ, подсказывали новые, живые подробности. Летчики и бойцы на аэродромах ревниво исправляли мельчайшие неточности, помогали воссоздать правильную атмосферу летного быта. Неоднократно на съемках с режиссерского места «исчезал» сценарий, он обнаруживался в группе бойцов, которые, воспользовавшись паузой, жадно торопились прочесть снимавшуюся сцену и тут же засыпали нас замечаниями и советами.
Однажды для съемок эпизода авиационного парада нам понадобилось 300–400 зрителей. На военном аэродроме обычным путем собрать такое количество посторонних людей не было возможности. Мы рассказали о нашем затруднении летчикам. На другой день празднично одетые летчики с женами и семьями явились на съемку.
Встречаясь с огромным количеством людей, наблюдавших нашу работу, мы часто узнавали в них знакомые черты нашего героя и начинали глубже понимать, как широко и ярко отразился в его образе современный советский человек и как в свою очередь многие чкаловские черты глубоко присущи характеру нашего народа.
Особенно трудна была задача — достойно показать в картине непревзойденное летное мастерство Валерия Павловича.
Предстояло, например, снять смелый пролет Чкалова под Троицким мостом. Этот случай оставался пока единственным, казалось, что нам придется прибегнуть к помощи макетов, чтобы воспроизвести его. Накануне съемок стали раздаваться беспрерывные телефонные звонки. Десятки летчиков предлагали повторить этот полет. И действительно, летчик Гражданского воздушного флота тов. Борисенко несколько раз, по-чкаловски, пролетел под Троицким мостом.
В других сценах чкаловских полетов военные летчики тт. Чигарев, Шишкин, Гарбулия дали нам такие ослепительные образцы высшего пилотажа, что зрители при просмотре фильма часто принимают их за трюковые съемки.
Эти отважные люди внесли в нашу картину атмосферу подлинной летной жизни, летного искусства и безудержной смелости. Общаясь с ними, мы снова и снова убеждались, что чкаловский дух живет в замечательном мастерстве и отваге наших советских летчиков. И это многое определило в работе актеров Белокурова, Жуковского, Ванина, Березова и Ярова; это помогло и оператору Гинцбургу, проведшему немало трудных и опасных съемок в воздухе.
Теперь нашу картину судит зритель, но нам кажется, что работа над ней продолжается. Если хотя бы контур образа любимого героя намечен правильно, — зритель дополнит его новыми подробностями, внесет в него теплоту и дыхание той жизни, которой продолжает жить Валерий Павлович в народной памяти.
Только народ может дописать портрет Чкалова.
Калатозов М., Чирсков Б. Как мы работали над фильмом // Правда. 1941. 21 марта. С. 4.