
Культурфильм в 2-х частях
ПРОЛОГ
Мультипликат:
1. Ночь. Зима. На темном силуэте Зимнего Дворца четко вырисовывается длинный ряд ярко освещенных окон.
Крупно: в окнах, приседая и кружась в мерном старинном танце <...> фигуры кавалеров и дам.
(Медленная панорама влево по фасаду дворца до Эрмитажа)
2. Фасад Эрмитажа. Павильон Ламота, пристройка Фельтена и <...> галерея через Зимнюю канавку. В крайнем окне галереи вспыхивает огонек, и несомый чей-то рукой, поочередно мелькает то в одном, то в другом окне галереи. Останавливается.
3. Крупно. В окне галереи виден силуэт склоненной над письменным столом фигуры Екатерины II.
На столе — мерцает свеча.
4. Внизу, у часовой будки, как заведенный игрушечный солдатик, отбивает шаг «преображенец» в высокой медной каске.
5. По черному кадру из стороны в сторону раскачивается часовой маятник. Поверх маятника (вторая съемка) крупно вырисовываются четыре цифры — 1775, которые, как цифры счетчика, с каждым движением увеличиваются на одну единицу. Мерное раскачивание маятника и цифр-годов создают впечатление ритмически движущегося времени.
6. Одна из зал Эрмитажа. На первом плане — силуэты античных статуй, по стенам развешаны темные картины в широких, старинных рамах, <...> в глубине зала, за письменным столом, Екатерина II.
7. Крупно. По листу бумаги женская рука, украшенная кольцами и браслетами, гусиным пером пишет письмо:
ПАРИЖ. ГРИММУ.
ВСЕМ ЭТИМ ЛЮБУЮТСЯ ЗДЕСЬ МЫШИ И Я
8. Крупно. Силуэт двух пробегающих мышей.
9. Ритмически чередуют кадры: а) силуэт Петропавловской крепости, сквозь перистые облака мерцает луна; б) силуэт Зимнего Дворца и Эрмитажа; в) шагающий «преображенец»; г) «часы времени».
10. Быстро мелькают годы: начало XIX века. Дворцовая стража <...>.
11. Меняется пейзаж: снег, метелица, мутная луна на мутном небе.
12. Часы показывают: 1824.
13. Короткие, резкие кадры: а) Сенатская площадь, группа «павловцев» в высоких киверах, — ружейный залп в сторону Зимнего Дворца, б) выстрел из пушки; в) взметнув вверх руки, падает в снег солдат. Кровь.
14. Снежная буря.
15. Сквозь снежный вихрь мелькают годы: 1825,6,7,8,9...
16. Силуэт Эрмитажа. Падающие хлопья снега. Внизу — солдат в Николаевской форме.
17. На Экране — приказ Николая I:
ВСЕ ПОСЕТИТЕЛИ ЭРМИТАЖА ОБЯЗАНЫ БЫТЬ ВО ФРАКАХ И МУНДИРАХ.
18. Парадная лестница Эрмитажа. Истуканами стоят лакеи в белых чулках и расшитых галунами камзолах. Вверх по лестнице поднимаются посетители во фраках и мундирах.
19. «Часы времени» приближаются к [18]80-м годам.
20. Чередуются короткие кадры: а) Силуэт бегущих крестьян с кольями, топорами и вилами; б) помещичьи усадьбы, охваченные огнем и дымом.
21. Эрмитаж. Предрассветные сумерки. Небо заложено грозовыми тучами.
22. На момент по[каз]ываются часы: 1881.
23. Взрыв бомбы. Фигура Александра II в широкой николаевской шинели грузно рушится на землю.
24. Как эхо: мелькают бегущие крестьяне, пылают усадьбы.
25. Вновь твердо шагает дворцовая стража. На момент дается лошадиная голова, туго затянутая уздечкой (памятник Трубецкого). Это — годы царствования Александра III.
26. Сквозь грозовые тучи мелькает маятник: 1900,1,2,3,4,5.
27. Короткие кадры: а) По небу, как бы догоняя друг друга, быстро несутся обрывки грозовых туч; б) сумрачные силуэты фабрик; в) бурный ледоход на Неве; г) короткие ружейные залпы, треск пулеметов, грохот пушек.
28. Быстро шагает стража дворца. Сквозь дым и пламя раскачивается маятник: 1906,7, 8,9, 10.
29. Темп кадров ускоряется. Утро. Гроза. Молния рассекает грозовые тучи. Борясь с потоками ливня, с трудом шагает дворцовый страж. Яростно бушует Нева: черные волны, ударяясь о гранит, пенятся и перекидываются на набережную. Стремительные порывы ветра треплят и пригибают к земле деревья: с ветвей, как стаи птиц, уносятся сухие листья.
30. Крупно. Грозовая туча. Удар молнии. В сумраке вспыхивает и гаснет силуэт дворца. Второй съемкой — по силуэту дворца пробегают мыши.
Выстрел с «Авроры».
31. Натурный кадр: Взятие Зимнего Дворца (из «Октября»).
32. Из затемнения: «часы времени» замерли. Маятник вздрагивает. Наплывом появляется дата: 1917.
33. На белом экране — чертеж: план Эрмитажа, построенного при Екатерине II и Никол[ае] I, то есть здания Ламота, Фельтена и Кленца. На первых стоят даты — 1765 и 1775, на последнем — 1852. Эта часть плана залита тушью; к нему с левой стороны примыкает площадь Зимнего Дворца, обведенная пунктиром, посредине наплывом появляется дата «1917 г.», и затем площадь, со всех сторон, начинает быстро заливаться тушью. <...>
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
1. Вид Ленинграда сверху. Предрассветные сумерки. Затуманенные расстоянием — как бы на карте — вырисовываются контуры украшенных зеленью островов, громады заданий, набережная Невы, Адмиралтейство, Крепость, Исаакий, площадь Урицкого, Зимний Дворец и, наконец Эрмитаж с его характерным крыльцом, залитым прозрачной тенью. Площади и улицы безлюдны. Город спит.
2. Крупно. Ноги каменных гигантов, стерегущих Эрмитаж, а внизу, у ступеней крыльца, — фигура недремлющего стража с винтовкой. Коротко, в различных сочетаниях обыгрываются фигуры живой и мраморной стражи музея.
3. Жизнь Эрмитажа ночью. В полумраке мерцают контрольные лампы. Силуэты скульптур; длинные, преломляющиеся по стенам и потолкам, тени выступающие из мрака, ярко освещенные части картин и куски голого мраморного тела — все в целом создает эффектную, несколько фантастическую картину ночного Эрмитажа. Среди неподвижных и безмолвных обитателей пустынных зал время от времени проходит ночная стража. Тени оживают причудливо перескакивают с предмета на предмет и вновь замирают.
В окнах Эрмитажа — в бледном свете утренней зари — видны очертания площади Урицкого, Нева, силуэт Крепости, Адмиралтейство.
4. Снова панорама Ленинграда сверху. Серые массы облаков, гонимые ветром, быстро несутся над Невой. Но вот — первый луч солнца, прорвавшись сквозь туман, освещает края облаков, скользит по куполу Исаакия и ярко золотит Адмиралтейскую иглу. Город оживает.
5. «Крыльцо гигантов» наплывом переходит в парадную лестницу Эрмитажа. Вид сверху. Фигура сторожа поднимается вверх по широкой мраморной лестнице. Узкие полосы солнечного света яркими бликами ложатся на мрамор лестницы, выделяя из полумрака отдельные детали архитектуры и обстановки: то аканты коринфских капителей, то тяжелую золотую раму, то медный шлем средневекового рыцаря, то прозрачную, розовеющую от солнца алебастровую вазу.
6. Кадры поднимающегося по лестнице сторожа чередуются с оживающего города: открываются ворота домов, по безлюдным улицам бегут первые трамваи, гудят фабричные гудки, подходят утренние поезда и тому подобное.
7. Эрмитажный сторож, поднявшись на верхнюю площадку, поворачивает ключ и с усилием открывает тяжелую, обшитую старинной бронзой, дверь.
8. К Эрмитажу, как к некоему центру с разных сторон, пользуясь различными средствами передвижения, устремляются группы экскурсантов. От Тучкова моста мимо Биржи, Ростральной колонны, мимо памятников Росси и Кваренги, мимо Академии художеств, через Дворцовой мост медленно движется переполненный пассажирами трамвай. В трамвае веселая группа экскурсантов-школьников дается в различных сочетаниях с движением улицы, с пробегающими мимо пейзажами Ленинграда и показываемым вдали с различных точек зрения зданием Эрмитажа. Чередуясь с первой группой, другая группа экскурсантов-рабочих, собравшись у Дворца Труда, движется к Эрмитажу по бульвару Профсоюзов. У Европейской гостиницы в автобус садится группа иностранцев. Автобус сворачивает на Невский проспект, проходит под аркой Генерального штаба и пересекает площадь Урицкого, направляясь к Эрмитажу. Одновременно мчится автомобиль (по улице Халтурина от Мраморного дворца к Эрмитажу) с группой делегатов Коминтерна в автомобиле: китаец, негр, тюрки в шелковых халатах и тому подобное.
Наконец, по Мойке от Летнего Сада на лодках плывет группа физкультурников в пестрых майках. Эти последние проплывают у Эрмитажа по Зимней канавке и выезжают к Неве, давая возможность съемки Эрмитажа снизу, как с фасада, так и со стороны набережной.
Все эти разнообразные движения, чередуясь в различном монтажном порядке, создают одно основное целеустремленное движение к Эрмитажу, в то же время давая возможность показа города в его различных соотношениях с Эрмитажем.
9. Параллельно развертываются картины внутренней жизни Эрмитажа:
а) Уборка помещения: длинные ряды уборщиц в красных платках метут пол.
б) Научно-исследовательская работа: чтение папируса через лупу, взвешивание золотых и серебряных вещей, инвентаризация.
в) Развеска картин и переноска скульптур из одного помещения в другое
г) Культурно-просветительная работа: занятия в рабочем университете (в театре Эрмитажа).
Все эти моменты не только открывают перед зрителем картину грандиозной внутренней работы, сосредоточенной вокруг Эрмитажа (мало кому известной), но в то же время дают возможность в очень динамической живой форме показать отдельные замечательные предметы художественных коллекций Эрмитажа.
Эпизод заканчивается прибытием к Эрмитажу названных выше групп экскурсантов, даваемых в различных сочетаниях с кариатидами большого крыльца. <...>
Автограф. На первой странице сверху написано: «М. Цехановский. ЛиН „Эрмитаж“. Договор на сценарий подписан 20/V-1929 г. Ленинград».
Публикация М. Дерябина. Киноведческие записки. 2003. № 63.