На состоявшемся недавно заседании Художественного совета при Министерстве кинематографии был просмотрен и обсужден материал картины «Весна» (сценарий Г. Александрова, А. Раскина и М. Слободского, режиссер Г. Александров). Картина эта, начатая производством в первом полугодии 1945 года, по плану намечалась к сдаче 15 июня 1946 года. Но съемочный коллектив режиссера Г. Александрова недопустимо затянул сроки работы над фильмом. Это произошло, несмотря на то, что группе были обеспечены отличные производственные условия. На производство фильма уже сейчас затрачена сумма, превышающая 12 миллионов рублей, тогда как хорошие художественные фильмы, выходившие на экраны, обходились не дороже 4–4,5 миллиона рублей.
Отснятый по картине «Весна» материал предварительно был обсужден на Художественном совете киностудии Мосфильм. На основании просмотренного материала, совет решил, что работа над картиной по сценарию, ошибочному в самой своей основе, приведет режиссера Г. Александрова и студию Мосфильм к серьезной политической и творческой ошибке.
Художественный совет при Министерстве кинематографии признал материал картины «Весна» порочным как с идейной, так и с художественной точки зрения. «Сценарий картины, — говорится в постановлении совета, — может послужить ярким примером безидейности и аполитичности. Утверждение этого сценария к производству без должной критики является серьезной ошибкой как Художественного совета, так и Министерства Кинематографии. В показанном материале пороки сценария значительно усугубились в результате режиссерской трактовки и выявились еще ярче. Крупнейшими пороками материала являются низкопоклонство перед Западом, рабское подражание американским буржуазным кинообразцам, слепое перенесение на советскую почву образов, ситуаций, поведения людей, трюков и даже внешней обстановки американских картин, в результате чего получается фальшивое изображение советского общества». В материале картины «Весна» показаны деятели науки, кино и театра. Все они показаны фальшиво, надуманно.
Художественный совет при Министерстве, учитывая, что показанный материал составляет три четверти всей картины и что в него, помимо всего, не включены еще наиболее фальшивые и
Но... учитывая настойчивые просьбы режиссера Г. Александрова и руководства студии Мосфильм дать возможность сделать попытку исправить картину путем переделки сценария и пересъемки эпизодов, Художественный совет при Министерстве предложил Г. Александрову совместно с авторами сценария разработать «проект» исправления фильма.
Решение Художественного совета о «Весне», правильно отмечая крупные пороки фильма, крайне непоследовательно в своих выводах. Это говорит о том, что в Художественном совете при Министерстве кинематографии еще не сделали необходимых выводов из постановления ЦК ВКП(б) о кинофильме «Большая жизнь», не покончили еще с либерализмом и отсутствием прннципиальности в работе.
Режиссер Г. Александров выпустил свой последний фильм семь лет тому назад. У него было время найти для себя хороший сценарий. Вместо этого за основу сценария «Весна» он взял безидейную, примитивную пьеску «Звезда экрана», уже снятую с репертуара в театрах. Можно ли предположить, что он сейчас, какой бы срок ему ни дали, сумеет исправить произведение, которое самим же Художественным советом признано ярким примером безыдейности, аполитичности, низкопоклонства перед Западом? И можно ли вообще «исправить» безидейное произведение? Можно с уверенностью сказать, что никакие переделки и исправления никогда и никак не помогали безидейному произведению.
В Художественном совете при Министерстве кинематографии // Советское искусство. 1946. 18 октября.