‹…› Ханжонков решил ставить первую в России
В этой картине впервые выступал И. И. Мозжухин, ставший впоследствии одним из самых крупных и талантливых киноактеров дореволюционной России.
Для съемки была организована поездка на Хитров рынок, напоминающая посещение этого места режиссерами и актерами Московского Художественного театра. Материала для съемки такого сюжета, как «Алкоголь и его последствия», на Хитровке было сколько угодно, тем более, что большинство обитателей ночлежки, в которую мы попали, чуть не передрались между собой за право стать перед съемочным аппаратом. В течение двух дней мы благополучно сняли все необходимое.
Оставалось доснять лишь несколько игровых сцен в маленьком павильоне на Тверской, в том числе один трюк, которого я никак не мог осилить. Трюк был такой: из полупустой бутылки водки, стоявшей на столике перед пьяным, которого играл Мозжухин, должен был вылезть маленький чортик, прыгать по столу и по рукаву пиджака, всячески дразнить пьяного. По замыслу режиссера, эта сцена должна была изображать человека, напившегося «до чортиков».
В дни моих мучений над проблемой съемки «чорта в бутылке» к нам на работу поступил некто В. А. Старевич. До приезда в Москву он служил мелким чиновником в Вильно, был прекрасным рисовальщиком и карикатуристом, а в свободное время занимался коллекционированием разных насекомых. Случайно узнав о нем, Ханжонков решил привлечь его к работе на кинофабрике. Старевич быстро освоил технику киносъемки, изучил аппарат и стал готовиться к своей первой работе. Узнав, что я тщетно мучаюсь с трюковой съемкой, он предложил мне свои услуги и в один день смастерил из пластмассы маленького чертенка. При помощи Старевича мы за два дня одолели этот эпизод.
Фактически это была первая съемка так называемой объемной мультипликации, на которой, не имея предшественников во всем мире, Старевич и специализировался.
Первая объемно-мультипликационная картина Старевича «Прекрасная Люканида», или «Война рогачей с усачами», — образец исключительной талантливости и невероятного терпения Старевича — произвела сенсацию. Созданный в условиях самой примитивной техники мультфильм «Прекрасная Люканида» был действительно чудом. Какой адский труд пришлось проделать Старевичу для съемки картины длиной в 230 метров! Он смастерил изумительных маленьких жучков и снимал их кадр за кадром, непрерывно меняя движения своих миниатюрных «актеров». Следующие объемные мультфильмы — «Месть кинооператора», «Авиационная неделя насекомых», «Стрекоза и муравей» и другие — окончательно убедили всех окружающих в незаурядности таланта и художественном чутье Старевича. Все эти картины имели громадный и заслуженный успех как в России, так и за границей, особенно в Америке.
Старевич сам писал сценарии, сам был режиссером и оператором своих мультипликационных картин. Позже он стал ставить мультфильмы с участием настоящих актеров: «Домик в Коломне» и «Руслан и Людмила» по Пушкину, «Ночь под Рождество» и «Страшная месть» по Гоголю, «Снегурочка» по Островскому и ряд других. Несмотря на участие хороших актеров во главе с Мозжухиным, эти картины получались гораздо слабее, чем «чистые» мультипликации — с актерами Старевич явно не справлялся. В 1915 году, призванный на военную службу, он был немедленно взят в Скобелевский просветительный комитет, где поставил несколько игровых картин, впрочем не имевших
Форестье Л. Великий Немой. М.: Госкиноиздат, 1945.