Было это в 1920 году. У одесского губернского военного комиссара Богданова состояли порученцами два молодых парня, мои ровесники — Сергей Васильев и Владимир Колпакчи. Совместная служба сдружила нас. ‹…›
Сергей Васильев был великолепным кавалеристом. Видел я его и на тачанке за пулеметом. Он был искусным командиром — отважным, волевым, решительным, но при этом и осмотрительным, знавшим цену военной хитрости.
Однажды перед нами поставили задачу довольно трудную. По полученным сведениям, в одном из крупных сел между Овидиополем и Маяками остановилась на ночлег банда в сотню сабель, с несколькими пулеметными тачанками. В нашем же отряде — полсотни конницы и всего одна тачанка. И при таком соотношении сил нам удалось не только захватить атамана, но и почти без потерь разоружить всю банду. Удалось благодаря военной смекалке, проявленной Сергеем.
...Рассвет. Атамановы хлопцы рассредоточены по большому селу и беспечно храпят. Тщательно охраняется только хата, где отдыхает атаман. Мы расположились неподалеку от села, в глубоком овраге, а Сергей с тремя бойцами отправился с визитом к атаману. Назвался представителем соседней шайки, сказал, что хочет договориться об объединении. В ход пошло жуткое пойло, так называемый «автоконьяк» — горючее для автомашин. Напился и атаман, и все его приближенные. И разоружить их стало совсем не трудно.
Так мы и жили — гонялись за бандами, выгоняли их из сел и местечек, участвовали вместе с чекистами в борьбе с белогвардейскими заговорщиками, устраивали облавы в самом городя, искали тайные склады оружия...
Как-то вызвал нас троих — Сергея Васильева, Владимира Колпакчи и меня — секретарь губкома комсомола Вася Васютин (ныне Василий Филиппович — видный экономист, живет в Москве, преподает в Академии общественных наук) и предложил заняться реорганизацией отрядов бойскаутов. ‹…› И все же заняться бойскаутами было необходимо: включить подростков и юношей в сферу своего влияния, готовить из них «младший резерв».
Название мы придумали: юкскауты, юные коммунисты-скауты. Командующим корпусом одесских юкскаутов назначили Сергея Васильева. ‹…›
Душой всей юкскаутской организации был Сергей, пользовавшийся непререкаемым авторитетом. Неистощимый на выдумки, он был инициатором увлекательных загородных походов, ночевок у костров, спортивных состязаний, строевых учений. ‹…›
Я уже упоминал, что Сергей Васильев был великолепным наездником. Хочу в связи с этим рассказать об одном курьезном эпизоде. В один из летних дней решили продемонстрировать губернскому военному комиссару первые успехи юкскаутов в строевой подготовке. Назначили смотр-парад на огромном футбольном поле в Шампанском переулке. Одеты были юкскауты кто во что горазд — где было ребятам с городских окраин достать элегантные костюмы? Зато выправка — хоть куда. И революционный энтузиазм, неукротимая энергия и неутолимая жажда воинской славы. Скорей бы вырасти, стать в ряды Красной Армии, получить право на настоящее оружие! И это была не беспочвенная мальчишеская романтика, а реальная, жгучая потребность воевать с жестоким и коварным врагом.
Условились, что губвоенком Богданов примет парад на коне. Следовательно, и Сергею как командующему парадом следовало выехать верхом. В назначенную минуту отряды, построенные в каре, замерли, Сергей скомандовал: «Парад, смирно!», и... мы обомлели. Губвоенком появился пешком в сопровождении нескольких военных. Что было делать? Сергей нашел самый невероятный выход. Он пришпорил коня и вихрем промчался через все поле навстречу принимающему парад. На всем скаку он спрыгнул и как вкопанный встал перед изумленным комиссаром. Цирковой номер! Чудо вольтижировки! Потрясенное и восхищенное «войско» противу всех правил зааплодировало. Комиссар хмуро и растерянно оглянулся, но увидел, как весело аплодируют пришедшие с ним люди, и взял под козырек, выслушивая рапорт Сергея.
Адов И. Это было в Одессе // Советская культура. 1968. 26 сентября.