В 60-х годах случилось невероятное: на экран пришел человек-философ. Крупнейшие режиссеры нашей страны делали фильмы о людях, которые не пытались переделать мир, а пытались его осмыслить. Фильм Тарковского, безусловно, был лучшим в этом ряду. Более того, вероятно, что это самая грандиозная отечественная картина 60-х годов...
Тарковский снял первый эпический фильм послевоенного экрана российского. В этом отношении фильм недооценен до сих пор. Лично я был во Владимире и видел те места, где Тарковский снимал, скажем, осаду Владимира. Церкви, монастыри стояли в центре города, и как можно было коловращение конниц вокруг стен Храма? Немыслимо сложная постановочная картина. Как мог молодой человек, не имеющий опыта создания таких полотен, органично, естественно, легко и мощно сделать эпический фильм — загадка русского гения. Цензура приказала ему директивно вырезать все жестокие эпизоды, сократить диалоги фильма. Вышел шедевр, но фильм, как ни странно, стал камернее, фильм стал более духовным, более ровным, более возвышенным. А мне жалко, потому что тот фильм говорил о том, что родилось некое чудо.
‹…›
Тарковский был первым режиссером, который поставил личность художника в центр творимой истории. Тарковский показал, что исторический процесс может быть личным, интимным переживанием. Он показал историю как духовное переживание личности и показал о том, что высоты человеческого духа, сам человеческий дух может быть созидательным началом, и он может преобразовать эту землю, он может преобразовать, преодолеть, превозмочь все тяготы истории. Не революционное насилие, а вершина человеческого духа были показаны в фильме Тарковского «Андрей Рублев». Именно поэтому, в конечном счете, он стал лучшим фильмом десятилетия, лучшим фильмом 60-х годов, фильмом, который сконцентрировал в себе тот запас духовного обновления, который пришел в нашу жизнь после войны.
Ковалов О. «Андрей Рублев». Из цикла передач: Русская кинодвадцатка. // «Радио Свобода».