В 1929 году он [Петров-Бытов] поставил лучший свой фильм «Каин и Артем». Предложение экранизировать рассказ Горького исходило от Адриана Ивановича Пиотровского. Руководитель «Ленфильма» любил Петрова-Бытова и относился к нему справедливее, чем мы, его оппоненты. Он увидел, что именно Павлу Петровичу с его открытым и грубоватым темпераментом удастся понять и создать в кино написанный Горьким образ волжского грузчика, который, кичась своей неуемной силой, вдруг начинает задумываться о доброте, о ценности человечности. Петрову-Бытову в этой картине впервые довелось столкнуться с высокой литературой, с требованием создать не только иллюстрации к сюжету, по и постичь характер героев, возвыситься до подлинной образности. Его подкрепили молодой, очень талантливый оператор Н. Ушаков, смелый в художественных решениях, и удивительный актер Н. К. Симонов, сыгравший Артема.
Когда я увидел эту картину, то первым впечатлением было восхищенное удивление. Неудачи, дискуссии, опыт работавших рядом молодых режиссеров-новаторов, казалось, были восприняты Петровым-Бытовым полновесно и щедро.
Один из ленфильмовских остряков зло сказал, что сила коллектива «Ленфильма» такова, что даже Петрова-Бытова вынудили поставить хорошую картину. Конечно, это было неправдой. Картину ставил он сам. Мы не хотели заметить того, что вместе с нами менялся и он.
«Каин и Артем» был воспринят, как новаторская картина. И что тоже парадоксально — «немую» картину сделал звуковой и дублировал на французский язык выдающийся новатор и патриарх французского «авангарда» Абель Ганс.
Блейман М. Павел Петров-Бытов // 20 режиссерских биографий. М.: Искусство, 1978.