Фильм получился, и хороший фильм.
Нужно сказать, что автор сценария В. Коварский и
Сумела ли молодая актриса Дзидра Ритенбергс воплотить сложный характер своей героини? Вполне. ‹…›
Порой режиссер и оператор несколько увлекаются ненужным любованием внешности актрисы, и это в какой-то мере иногда досадно нарушает глубокий внутренний подтекст, присущий как горьковскому рассказу, так и фильму в целом.
Василий в исполнении П. Усовниченко хорошо передает характер и особенности русского крестьянина, у которого любовь к земле и тяга к вольной жизни на промыслах смешались в единый, противоречивый клубок. То же самое можно сказать и о Якове, которого играет молодой артист А. Игнатьев. Внешне он, правда, несколько не соответствует своему литературному прообразу, тем более значителен успех артиста ‹…›.
К сожалению, нам кажется, что ‹…› мыслящего начала не хватает Сереже в исполнении Г. Юхтина. В его игре есть какая-то нарочитость, какой-то акцент на проявление внешних черт, и поэтому зритель не чувствует ту богатую, многогранную натуру, которая скрывается под личиной бесшабашного босяка.
К недостаткам картины следует отнести и растянутость некоторых эпизодов. Иногда авторы фильма словно не доверяют зрителю. Вводом ненужных сцен, действующих лиц, они, стараясь быть более доходчивыми, утяжеляют действие, делают его маловпечатляющим. Артисту А. Толбузину в роли приказчика нечего играть. Почему? Да просто потому, что он не нужен в фильме, и нельзя понять, какими соображениями руководствовался сценарист, вводя его в картину. ‹…›
Четкие, зрительно интересные съемки оператора Войтенко во многом содействуют впечатляющему восприятию картины.
Музыка композитора И. Шамо органически вплетается в ткань картины, усиливая ее драматическое звучание.
‹…› режиссеру В. Брауну удалось в полной мере средствами кинематографа воплотить один из великолепных ранних рассказов писателя. И те мелкие недостатки, которые есть в картине, не могут помешать общему хорошему впечатлению о ней.
Эбнер Я. Радостный Горький // Смена. 1957. 4 июня.