По-моему, роль музыки в «чеховском» фильме велика, а в «Даме с собачкой» в особенности. Мне кажется, здесь все музыка. Помимо всего прочего, есть место и простор для ее развития. Диалогов мало, много внутренне наполненных пауз. Весь фильм, я думаю, должен быть пронизан музыкой. Не действие, изредка перемежаемое музыкально-иллюстративными «номерами», а скорее единая музыкальная канва, на которой «вышито» неспешно идущее действие. ‹…›
Мне кажется важным и то, что поэтический образ, символ, рождается в обычном, реалистическом потоке жизни. Вот серый, с гвоздями забор. Достаточно растянуть время его показа, и он уже не просто забор, а образ серой скуки города С. А путешествие Гурова и Анны Сергеевны, уезжающей из Ялты в Севастополь, молчаливое, длительное, временами в заоблачной высоте горного шоссе, — это прощание женщины с «заоблачным миром» своего чувства. Это путешествие от возвышенных дней ее романа в земные будни города С. Это — музыка, полная внутреннего драматизма. А конка в Москве, на которой едет Гуров! Плетущиеся клячи, сонный ритм, пошляки, рассуждающие о жизни на империале, — все это не только деталь уличного пейзажа старой Москвы. Это образ России эпохи безвременья, плетущейся едва по дороге Истории. И это — музыка! Превратить серый забор, кляч, впряженных в конку, в символ России конца прошлого века под силу только музыке. И таких мест в фильме будет много.
Важно решить, должна ли существовать генеральная тема — любовная тема романа героев. Она, мне кажется, тоже полна драматического напряжения. От случайного курортного знакомства до неожиданно возникшей любви, возвысившей мужчину и женщину до трагического ощущения безысходности в этом мире, судьями которого оба они стали. О гибнущей красоте чувства и всепобеждающей пошлости. Тема любовного романа могла бы звучать не только и не столько в сценах свиданий, прогулок, объяснений, проводов, прощания и т. д., но и в местах, где глубоко спрятанная «вторая жизнь» сталкивалась бы с жизнью «явной», официальной, от которой не уйти: в клубе, на юбилее, на пикнике и др. Но это должны решить Вы, Дмитрий Дмитриевич, и с любым Вашим решением я заранее согласен.
Хейфиц И. Письмо Д. Д. Шостаковичу по поводу музыки к фильму // Хейфиц, И. Пойдем в кино! СПб: Искусство, 1996.