«Мать» М. Горького, написанная под влиянием 1905 года, раскрывает в памяти лицо ушедшей жизни — лицо, печальное от глубокой боли, и весну революции. Двадцать лет отделяют нас от тех переживаний, лицо матери забылось, а многие его не видели. Авторы киноленты вернулись к нему не для того, чтобы передать философию интеллигенции эпохи ее распутья перед выбором способов революционной борьбы, не для того, чтобы воскрешать рассуждения и споры романа их волнения от времени потеряли былую остроту. Но само лицо времени было простым и суровым в быту, и его надо помнить. «Мать» дала зерно и отчасти среду, из которых заново создано драматическое действие, сгустившее «холодный сумрак» и жизнь «в гневе или слезах обиды, пьяную и жалкую, несчастную и противную». Жизнь матери Павла Власова, «немного сутулой, разбитой работой и побоями мужа», но с мужеством вставшей на путь революционного протеста рядом с молодым сыном. ‹…›
Барановская — мать отряхнула навыки театральных поз и легко, вдумчиво вошла в кино той самой походкой, какая описана Горьким. У нее «тревожно-грустные глаза, как у большинства женщин на рабочей слободке. В темных волосах блестели седые пряди, точно знаки тяжелых ударов. Вся она была мягкая, печальная и покорная». С волнующей силой и ясной простотой ее мать поднимается всей душой до трагизма в сценах невольного предательства, ареста сына и свидания. Легкой поступью, с материнской улыбкой стареющей женщины идет она впереди рабочей колонны под знаменем. В ее прошлом рядом с нею вырос, из двух строк Горького,
B ленте два стиля: проза переходит в ритмичные строки и затем в песню, в стихи. В. Пудовкин сказал больше новых содержательных слов в своей прозе. Вдумчивая и нешаблонная простота, чуткость, мужественность и психологическая искренняя правдивость выдвигают его с первой же кинолентой в передовую группу режиссеров—авторов советского кино.
«Мать» по своему содержанию — боевая лента Межрабпома. Она выполнена с настоящим искусством и говорит о глубоком и радостном росте молодых сил в нашем кино.
Херсонский Х. Правда. 1926. 21 октября.
«МАТЬ»
Под таким названием «Межрабпом-Русь» выпустила новый кинофильм, который на днях будет демонстрироваться в кинотеатрах. Содержание фильмы заимствовано из известной повести Максима Горького «Мать».
Эта картина по справедливости может быть причислена к лучшим советским фильмам.
В ней нет никаких новых технических достижений и приемов. Она сделана чрезвычайно просто, но в этой простоте чувствуется большое мастерство режиссера и актеров. Зритель не может спокойно следить за событием его целиком поглощает драма, разыгравшаяся в рабочей семье, показанной очень правдиво, без прикрас.
Отец пошел с оружием против рабочих. Отца убили. Сын — рабочий возвращается домой после схватки с полицией и спрашивает у матери:
— Кто убил?
— Твои, — отвечает мать.
И мать у гроба отца требует, чтобы сын порвал связь с забастовщиками.
— Иначе и тебя не станет.
В это время приходит полиция. Обыск. Арест и предательское:
— Сознайся, тогда простим.
Сын не сознается, а мать, поверив офицеру, отдает спрятанное оружие.
И только потом, когда сын уже в тюрьме, мать после долгого раздумья поняла свою ошибку.
Картина кончается гибелью и сына и матери на демонстрации.
Они падают сраженные пулей, посланной по указу:
— Патронов не жалеть.
Прекрасные типы, хорошая игра — главные достоинства фильмы.
Эту картину будут смотреть с большим интересом во всех рабочих районах.
Евг. С-ой. Рабочая газета. 1926. 24 сентября.
...Образ матери, которая традиционно верит в справедливость власти, в справедливость холеного, надменного жандармского офицера, верит и с ужасом вглядывается в действия
В выборе своих приемов Пудовкин точен, как точен только зрелый мастер. Актер у Пудовкина работает по ясным заданиям постановщика: актер — четкий, тщательно выверенный натурщик, прежде всего. Он неразрывно спаян с основными заданиями постановки. В этом смысле особенно выразительна Барановская (мать).
С большим удовлетворением нужно отметить работу оператора Головни, наилучшим образом воплотившего замыслы Пудовкина. Фотографии выразительны и полностью соответствуют настроениям всей фильмы и настроениям каждой отдельной сцены. Особенно удались пейзажи; водные пейзажи прекрасны, они вводят в настроение развертываемого действия. И Пудовкин и Головня сознательно и вдумчиво определяют точку зрения аппарата не в погоне за красивостью кадра, а с единственной целью дать нужное отношение к данной сцене со стороны зрителя.
Но во всей этой работе больше всего сказывается, конечно, мастерское руководство постановщика. Острота творческого темперамента Пудовкина лучше всего сказывается на деталях. Он подчеркивает то, что необходимо подчеркнуть. Умелая деталь создает необычайную рельефность темы и нарастание данной сцены (например, деталь с рукомойником). Наиболее ответственные места фильмы выполнены с незабываемой силой.
Ермолинский С. Комсомольская правда. 1926. 19 октября.
«Мать» меньше по охвату, лиричнее, мягче. Но самое сравнение доказывает, какое замечательное произведение имеем мы в первой серьезной режиссерской работе Пудовкина. В отличие от ошеломляющего богатства и силы выразительных средств в фильме Эйзенштейна. «Мать» — образец умной экономии, простоты и последовательно намеченной и достигнутой доходчивости. За исключением немногих пассажей и натуральных кусков, где режиссер и оператор как бы купаются в самодовлеющем мастерстве, фильм чужд щегольства и виртуозничанья. Пудовкин охотно пользуется крупными планами, игрой вещей, пальцев, глаз, ног — но он никогда не забывает введением ансамблей держать зрителя в понимании целого и главного. Подобные сложные сочетания общих планов с первыми (сцена стачки, суда, бегства) вообще являются узловыми точками фильма и особенностью Пудовкина. Так же последовательно проводит он аккомпанемент пейзажа (сперва ненастье, затем весна, и сквозь всю вторую половину фильма мощно нарастающий ледоход!). И так же нигде быстрый и лаконичный монтаж не мешает ему развернуть игру актеров, и так становится возможной потрясающая, рвущая сердце и вместе с тем величавая и простая игра Барановской, надолго оставляющей в сознании образ страдающей матери-пролетарки, будничной и героической. В стремлении к величайшей доходчивости Пудовкин местами как бы впадает в грех театральности (упомянутые уже сложные ансамбли) и литературщины (чисто словесная игра титров в сцене суда). Но сейчас же изумительно точный выбор типов, страшная жизненность людей и вещей убеждают в подлинной кинематографичности этого фильма...
Пиотровский А. Красная газета (вечерний выпуск). 1924. 20 октября.
В частностях «Мать» вообще не без влияния не только Кулешова, но и Вертова и Эйзенштейна. Но влияния эти переработаны и свидетельствуют лишь о хорошей культуре Пудовкина. Не надо забывать еще, что «Мать» — первая художественная его фильма. Успех «Матери» не только успех режиссера. Молодой оператор Головня проявил себя не меньшим мастером. Выбор точки зрения построения кадра, редкая прозрачность и ровность фотографии, общая изобретательность выдвигают его в ряды лучших наших работников.
В фильме снимались актеры разных школ и разных методов. Отсюда ясна трудность работы с ними, но и по линии актерской «Мать» выдержала экзамен. Особенно трудна была роль матери. Барановская дала четкий рисунок трагической простоты.
Авторов фильмы можно было бы упрекнуть в одном: картина в целом мрачна. Она не дает бодрого разрешения событий. Демонстрация подавлена, мать, идущая навстречу скачущим казакам, растоптана лошадьми. Но дальнейший показ Кремля, с развевающимся красным флагом тем, что был в руках у матери, символически показывает дальнейшее развертывание революционной борьбы вплоть до Октября.
Фильма «Мать» агитационна, как был агитационен и «Потемкин». Но успех ее еще раз служит доказательством того, что материал революции есть ценнейший материал для кино. «Мать» найдет своего зрителя и не только на первых экранах (там она, может быть, будет иметь меньший успех), но главным образом в клубе и в деревне, у рабочего и у крестьянина.
Советское кино. 1926. № 6–7.