‹…› ...по заданиям режиссуры, художник Махлис сделал предварительные зарисовки всех кадров; последующие киносъемки с небольшими отклонениями происходили по этому макету.
Обычно, приступая к разработке сценария, режиссер, художник и оператор, отдельно друг от друга, хотя и на основе известной договоренности, разрабатывают экспозицию. Поэтому не так часто удается добиться того, чтобы эти три экспозиции, разные по методам трактовки, были бы едины по своему стилю.
В работе над «Чапаевым» авторы — режиссеры, художник и оператор поставили себе целью довести зрительно-воспринимаемую форму картины до полной слитности с действием, с развиваемым в ней богатым и насыщенным содержанием. Задача заключалась в том, чтобы все элементы картины — ее драматургическая ткань, актерская игра и изобразительная сторона — были органически слиты в единое целое. Первая стадия работы художника была обычна, она заключалась в разработке экспозиции и эскизов декораций, костюмов, типов.
После того началась основная, отличная от обычных методов, работа художника. Совместно с режиссерами и оператором производилась раскадровка всего действия. Каждый кадр будущего фильма в последовательном порядке рисовался художником и обсуждался оператором и постановщиками, сделавшими тоже немало эскизов. Таким образом, все 820 кадров картины были изображены художником (три кадра мы здесь воспроизводим), каждый из них был снабжен порядковым номером, текстом сценария, характеристиками и примечаниями.
Эти 820 кадров дали всему коллективу полный макет будущей картины. Совершенно очевидно, что этот макет обеспечил картине и композиционное единство внутрикадрового построения и композиционную последовательность сменяющих друг друга кадров. Он являлся разработанной режиссерской экспозицией каждого монтажного куска, облегчал работу оператора, давал отправные точки, основные схемы актерского поведения в кадре.
Клейнер И. Актеры в фильме // Чапаев. О фильме. М.: Кинофотоиздат, 1936.