[Из письма редактора картины А. Витоль руководству киностудии «Ленфильм»]
Сейчас, когда к бакинскому материалу прибавился первый материал, снятый у моря, я отчетливо вижу опасность излишней приземленности всего происходящего. История сама по себе романтична, но этого мало. Надо искать эту романтичность и в актерской игре, и в изобразительном решении.
[20 июля 1961 г.]
ЦГАЛИ СПб. Ф. 257. Оп. 18. Д. 53. Л. 74.
[Из письма старшего редактора киностудии «Ленфильм»]
Нельзя забывать и о том, что произведение Беляева — это фантастический роман, поэтому бытовой подход к материалу здесь неприемлем. ‹…› Хотелось бы, чтобы режиссура, оператор и художники картины стремились к романтической фантастике в решении композиции кадра, атмосфере действия и поведении героев.
[1 августа 1961 г.]
ЦГАЛИ СПб. Ф. 257. Оп. 18. Д. 53. Л. 76.
[Из приказа директора киностудии «Ленфильм» И. Киселева]
Работа в экспедиции в г. Баку показала, что кадры снимались выше установленного метража при большом количестве дублей, а также снимались кадры, не предусмотренные сценарием. Это привело к низкой производительности на съемочной площадке. Имели место случаи срыва съемок из-за отсутствия четкого актерского графика. Прибывшее подводное декорационное оснащение в некоторой части оказалось небрежно изготовлено, а в результате транспортировки, в большей своей части, потребовало исправления и реставрации. Режиссеру-постановщику тов. Чеботареву В. А.: А. Пересмотреть сценарий с целью сокращения съемок ряда натурных и подъемных объектов, частью перенесения в павильон, с тем, чтобы фильм не превышал утвержденные 2700 метров. Сценарные сокращения согласовать с редактором и авторами сценария. Б. Прекратить съемку несценарных кадров, а также не превышать метраж сценарных кадров.
[7 июля 1961 г.]
ЦГАЛИ СПб. Ф. 257. Оп 18. Д. 179. Л. 5.
‹…› после утверждения генеральной сметы картины группа не осознала твердо, что смета — закон производства и нужно подходить к расходованию средств каждого рубля, каждой копейки по-хозяйски, исходя из реально отпущенных средств, не допускать перерасхода. Однако практика показала, что группа во главе с режиссером т. Чеботаревым и директором т. Семеновым все затраты на оборудование и технику в начале съемок производила довольно широко. В Баку группа сначала небольшую сцену «Погоня за Ихтиандром» из 7–11 полезных метров в течение нескольких дней. Сцена снималась на улицах, на крышах, с привлечением циркачей, с уплатой 500 рублей (5 тысяч в старых деньгах) за прыжок. Такое непозволительное расточительство государственных средств и времени исходило от руководителей съемочной группы, которые считали, что картина, вопреки утвержденному графику и смете, будет делаться в двух сериях, а потому перерасход, по их мнению, не имеет значения, так как все равно «денег, мол, добавят на вторую серию». А если не удастся сделать подводные съемки в этом году, то все равно они будут продолжены в будущем году. ‹…› Руководство группы подошло неправильно и к созданию обилия баз натурных съемок, которые были раскиданы по всему Крымскому побережью — в Севастополе, Камышеве, Орлином, Голубой бухте, Ласпи, Ялте.
Это в свою очередь привело к раздуванию штата съемочной группы, в состав которой входило 76 человек, и к непроизвольным затратам. Глубоко и всесторонне рассмотрев положение дел, сложившееся в экспедиции картины «Человек-амфибия», партийное бюро ХПР строго осудило порочную практику работы коммунистов
тт. Чеботарева, Семенова и Розовского и наложило на них партийные взыскания. Партбюро признало также необходимым усилить партийный контроль за деятельностью всех других творческих коллективов, чтобы своевременно пресечь перерасход сметных ассигнований и отступление от графика производства фильмов, срывающие плановые сроки сдачи картин.
Ершов М., Попов Н. Строго пресекать бесхозяйственность и расточительство // Кадр. 1961. № 18. 28 октября.
Цит. по: Игнатенко А., Гусак В. К вопросу об Ихтиандре. СПб.: Ленинградское издательство, 2011.