В течение второй половины 1950-х на экранах СССР появляются несколько зарубежных картин с большим количеством зрелищных эпизодов, снятых под водой. Они не могли не появиться, поскольку разработанный Э. Ганьяном и Ж.-И. Кусто в 1943 году и выпускаемый серийно с 1946 года акваланг позволял погружаться на большую глубину и заниматься фото- и киносъемкой на многометровом расстоянии от поверхности воды. В 1956 году на специально сконструированном для изучения мирового океана и глубоководных погружений судне «Калипсо» Кусто совершает длительное путешествие из Тулона к Мадагаскару через Средиземное, Красное моря и Индийский океан. На борту «Калипсо» находился Г. Эджертон — конструктор и фотограф, создавший фотографический аппарат, выдерживающий давление в восемь с половиной тонн на квадратный дюйм и позволявший снимать на большой глубине. Среди прочих целей путешествия — съемка дна мирового океана.
В начале 1956 года выходит полнометражная картина «Мир тишины», создавшая Кусто славу пионера глубоководной киносъемки. В ее съемках помимо Кусто принимают участие опытные кинематографисты. Фильм поражал картинами разнообразия подводного мира планеты. Съемки велись на дне Персидского залива, Красного и Средиземного морей, вдоль восточного побережья Африканского континента. В 1957 году «Мир тишины» как лучший документальный фильм получает высокую награду Каннского фестиваля, а затем удостаивается «Оскара». Следующая работа Кусто, «История красной рыбки» полностью повторяет судьбу предыдущей картины. Кусто становится триумфатором мирового кинопроцесса, обозначив своим кинематографическим и одновременно исследовательским опытом не только новое направление, но и новые горизонты киноискусства.

В ряду зарубежных «подводных» фильмов, среди которых итальянские, американские картины, попавшие в СССР, «Мир тишины» поразил советских зрителей более всего техническим качеством и зрелищностью подводных съемок. Огромное впечатление картина произвела на кинематографистов. Еще одним примечательным фактом в этой связи становится публикация в 1956 году в журнале «Юность» книги Ж.-И. Кусто и Ф. Дюма «В мире безмолвия», затем в том же году она выходит отдельной книгой, выпущенной издательством «Молодая гвардия».
Совсем скоро появляются отечественные картины «Тайна двух океанов» К. Пипинашвили (1956), «Последний дюйм» Т. Вульфовича и Н. Курихина (1958), «Голубая стрела» Л. Эстрина (1958), содержащие эпизоды, действие которых разворачивается под водой. Сейчас, спустя время, трудно определить, могли ли оказать прямое влияние зарубежные картины подводной тематики на создателей «Дюйма» и «Тайны двух океанов». Вместе с тем не будет исторической ошибкой утверждение о том, что в советском кинематографе появилась потребность освоения подводной стихии для перенесения туда действия сюжетов приключенческих фильмов. Все эти впечатления, и прежде всего от «Мира тишины», создавали тот контекст, в котором началась совместная деятельность Чеботарева и Розовского, принявшихся активно лоббировать идею съемок «Человека-амфибии» на «Ленфильме».