На улице, в трамвае, в фойе театра при появлении заслуженного артиста республики Бориса Петровича Чиркова нередко раздаются голоса:
— Смотрите, смотрите, Максим!
— Здравствуйте, товарищ Максим! Артист весело откликается на приветствия «товарищу Максиму». Он законно гордится тем, что советский зритель отождествляет с ним любимый образ.
Максим — один из самых популярных героев нашего кино. Для миллионов граждан Страны Советов он — художественно обобщенная биография лучших представителей «поколения победителей», бесстрашных революционеров-большевиков. Максим пленяет простотой, обаятельностью, подкупает сочетанием обыденного с подлинным героизмом. Он — живой, почти осязаемый, такой близкий зрителям, понятный им своими чувствами и мыслями. Максим любим широчайшими массами за беззаветную преданность пapтии и рабочему классу, за то, что его жизнь отдана борьбе за счастье народа.
Сотни писем получает Б. П Чирков; из городов и колхозов Советского Союза. Письма трогательные, восторженные, взволнованные, письма, в которых зрители рассказывают о громадном воспитательном значении фильмов, о Максиме, о том, что они хотят быть такими же борцами-большевиками, как Максим.
Рабочий стол в кабинете Бориса Петровича заполнен этими письмами. Такой же простой и обаятельный в жизни, в домашней обстановке, как и на экране, он, немного смущаясь, протягивает нам пачку свежей корреспонденции.
«Дорогой товарищ Борис Чирков. Из далекой Восточной Сибири, из Казачинско-Ленского района шлю вам свой комсомольский привет, — пишет учитель Д. Ч—в. — Ваша вдохновенная игра, подкупающая искренность никогда не изгладятся из моей памяти. Я видел много картин, но ничто меня так не волновало, как замечательный, человеческий „во плоти и крови“ образ Максима, созданный вами. Восхищен вашей игрой и от души благодарю вас. Силу воздействия, громадное воспитательное значение кино я особенно почувствовал и познал на образе Максима. Максим зовет. Максим показывает глубоко волнующую историю нашей великой партии большевиков. Руку, товарищ Максим!»
В конце этого письма — скромная приписка: «Если будет война, — можете надеяться, — буду таким же, как Максим. Да и во всем остальном постараюсь не подкачать». «У вас закохалося все наше село, а особливо дiвчата, — сообщает в своем письме Б. П. Чиркову колхозница В. X—ко из села М. Лукашево (Украина). — Як менi подобаеться ця картина, як гарно ви зумiли подати образ Максима».
А машинист депо станции Сортировочная-Московская Октябрьской железиной дороги т. Б—в посылает Чиркову своеобразный «ультиматум»:
«Товарищ Чирков, сегодня смотрел „Возвращение Максима“. Хотелось бы сказать многое про этот замечательный фильм. Но скажу тебе одно: мы, рабочие Ленинграда, требуем, чтобы ты создал „Максима наших дней“. Желаю успеха и процветания на твоем творческом поприще».
Художественный образ, созданный Б. П. Чирковым, отображает характер реального, действительно существовавшего человека. Киностудии, редакции газет получает множество писем с запросами: где находится Максим, как его фамилия, где он сейчас работает? Другие спрашивают, с кого написан его образ, полагая, что чья-то подлинная биография положена в его основу. ‹…›
Среди образов большевиков, созданных советским кино, Максиму, пожалуй, принадлежит самое почетное место. Образ Максима — подлинный шедевр актерского мастерства. ‹…›
Долгополов М. Возвращение Максима // Известия. 1938. 3 июня.