Успех «Юности Максима» побудил композитора в последующих фильмах серии — «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона» — не только богато трансформировать песенку «Крутится, вертится шар голубой»: в лирическом плане, в детскую мелодию, в хоровом варианте, но и привлечь более разнообразный, обширный песенный материал, причем для характеристики как положительного, так и отрицательных персонажей, вроде конторщика Дымбы, роль которого блестяще сыграл Михаил Жаров, мастерски исполнявший, подобно Чиркову, бытовые куплеты и песенки; лейтмотивом анархистов сделали мотив «Цыпленок жареный», популярный в мещанских слоях населения в начале века. «Трактирные лубки Енея, галопы и польки Шостаковича, песни Максима, прибаутки Демы — одна линия», — писал впоследствии Козинцев, объясняя фильм.
На сюиты песен «стала падать все большая действенно смысловая нагрузка». Песенки оказались запрограммированными драматургией сцен, их «действующими лицами»: в обработке Шостакович достиг виртуозной легкости, блеска. Здесь возродилось многое от комедийного озорства его балетов, балетных сюит, от «маскировки» банального в фортепианных Прелюдиях, Первом концерте: в кино сохранялось и продолжалось то, от чего к тому времени он отошел в основных жанрах творчества.
Существенным слоем музыкального оформления Шостакович сделал революционные песни: «Марсельезу», «Варшавянку», «Смело, товарищи, в ногу». Их он ввел в кульминационные массовые сцены борьбы рабочих, на материале этих песен «выстроилась» динамика сцены с баррикадами в «Возвращении Максима» — одной из самых действенных в трилогии. Песни революции впервые звучали с экрана с такой силой, цельностью, словно и предназначались для этого сюжета, были им рождены.
Хентова С. Шостакович. Жизнь и творчество. В 2-х томах. Т. 1. М.: Советский композитор. 1985.