В фильме «Человек с ружьем» в необычной для него роли Тенин стремился передать особенности своего дарования — юмор, смекалку, отличающие большинство созданных им образов. Действительно, эти черты были свойственны Шадрину до перелома, совершившегося в нем под влиянием разговора с Лениным. Он хитрил с Чибисовым, не желая открыть ему свои мысли; он хитрил в Смольном, не желая предъявить свои фронтовые документы; он немножко настороженно начинал разговор с неизвестным собеседником в коридоре Смольного, как бы стремясь выпытать, что тот собственно думает. ‹…›
Тенин (Шадрин) сумел выразить этот перелом, совершившийся в сознании Шадрина, с большой жизненной правдивостью. В этой ответственной сцене актер сумел найти верные краски для показа развития образа.
В меньшей степени он смог передать глубокое психологическое потрясение Шадрина, узнавшего, что человек, который объяснил ему его жизненные задачи, — Ленин. Здесь сказалось, очевидно, что Тенин-актер, склонен прежде всего к юмору и лирике. Ему больше удаются сцены, построенные на подтексте, на скупом внешнем выявлении мыслей героя, и меньше — сцены, полные драматической силы, в которых должны быть непосредственно и открыто выражены глубокие психологические переживания.
Гинзбург С. Человек с ружьем. М.: Госкиноиздат, 1938.
Герой фильма крестьянин Иван Шадрин — человек, вначале далекий от политики, мечтавший только собрать деньги на коровенку, — оказался вовлеченным в водоворот событий. Революция разбудила его к сознательной жизни. Образ этот, олицетворяющий судьбу миллионов тружеников, далек от символических обобщений. Это живой и земной человек, со своей биографией, своим характером. И то, что написана эта роль драматургом в горьковской манере, с обилием правдивых психологических черт и деталей, с юмором, и то, что сыграна она Б. Тениным достоверно, сочно, дало кинематографу новый народный образ героя.
Писаревский Д. 100 фильмов. М.: Искусство, 1967.