Еще в первом литературном варианте сценария «Человек с ружьем» Н. Погодину удались три сцены, которые заранее предопределили успех будущего фильма. Это — беседа Ленина в коридоре Смольного с только что вернувшимся с фронта Шадриным, посещение Ильичом и Сталиным Путиловского завода и встреча Шадрина с «великолепным генералом». В первых двух эпизодах автору удалось передать покоряющее обаяние Ильича, горячую любовь и безграничное доверие к нему пролетариев столицы и солдат-фронтовиков.
Тема сценария та же, что и тема пьесы. Но разрешена эта тема в театре и в кино по-разному.
Сценарий начинается ‹…› эпизодом ухода Шадрина из окопов с письмом к Ленину. Следующая картина пьесы — гостиная в особняке петербургского миллионера Симбирцева — в сценарии опущена. В пьесе именно эта картина дает зрителю ощущение политической атмосферы Питера в октябрьские дни 1917 года. В кино — небольшой эпизод, когда Ленин пишет свое знаменитое обращение к гражданам России, говорит зрителю много больше, чем многословные диалоги во второй картине пьесы.
Улицы Петрограда, но которым идет Шадрин, не выпускающий винтовки из рук, несравненно лучше характеризуют обстановку, чем разговор Симбирцевой с дворником об охране особняка.
Возможности кино были использованы автором для того, чтобы полнее показать боевые действия и переговоры на фронте под Царским Селом. В пьесе фронт показан скупо.
На экране зритель видит наступление на Царское Село красногвардейцев вместе с солдатами, перешедшими на сторону революции, неудачную попытку Шадрина арестовать генерала — командира Уссурийской дивизии, артиллерийский обстрел белыми царскосельских парков, действия бронепоезда белых, отъезд Шадрина на Путиловский завод, где строится красный бронепоезд, бои красных под руководством Чибисова с бронепоездом белых.
После сцены в завкоме Путиловского завода (где один из участников последних боев под Царским Селом рассказывает Ленину и Сталину о неудаче, постигшей Шадрина при встрече с «великолепным генералом»), в фильме показан полный разгром белогвардейской банды. Победа стала возможной только после того, как снаряды, отправленные Лениным и Сталиным из Петропавловской крепости, попали на фронт.
Эпизоды фронта органично вошли в сюжет сценария. Сцена героической смерти Евтушенко, омраченной мыслью, что он, Евтушенко, не успел повидать Ленина, продолжает главную сюжетную линию сценария.
Действие в пьесе кончается речью Ленина перед отъездом рабочих на фронт.
Драматургия кино дает возможность развить сюжет значительно полнее, чем в театре.
Основным, самым ценным, что вносит в советскую кинематографию «Человек с ружьем», являются образы Ленина и Сталина. Эти два образа величайших людей нашей эпохи доносятся до зрителя не только в эпизодах и сценах, в которых непосредственно показаны Ленин и Сталин, но на протяжении всей картины. Они определяют единое действие сценария.
Образ Ленина возникает в начале сценария, когда солдаты пишут ему письмо на фронт, проходит через весь фильм, запечатлевается в предсмертных словах Евтушенко — «Шадрин Ленина бачил, а я не...», дополняется блестящей речью Ильича на Путиловском заводе.
К недостаткам композиционного построения сценария следует отнести некоторую разбросанность действия — результат того, что в процессе постановки выпало несколько сцен. Так, например, в фильме сейчас есть ряд чисто эпизодических фигур (как, например, Катя, сестра Шадрина, которая по замыслу драматурги проходила через весь сюжет и в решительный момент доставляла снаряды на фронт), но дефекты драматургического построения окупаются достоинствами сценария.
Чахирьян Гр. Сценарий и пьеса // Кино. М., 1938. 5 октября.