В марте 1936 года Совнарком объявил закрытый конкурс на сценарии и пьесы, посвященные 20-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Премии получили сценарии «Восстание» А. Каплера и «Человек с ружьем» Н. Погодина. В сценарии, который сначала назывался «Ноябрь», Погодин продолжал принципы революционной киноэпопеи и в то же время обращался к рассмотрению человека крупным планом. Герой, Иван Шадрин, выбран из массы солдат-крестьян, мечтающих вернуться к земле. И хотя он показан с гораздо большей мерой бытовых и психологических подробностей, чем его прямой предшественник, Парень из «Конца Санкт-Петербурга», все черты шадринского характера общие, не одному ему присущие. Он, скорее, персонаж притчи, солдатской сказки. Это подчеркивается и специфическим грубоватым юмором, пронизывающим все эпизоды с Шадриным, включая и решающий — встречу с Лениным.
В отличие от Парня Зархи и Пудовкина Шадрин не проходит на экране путь-испытание в революцию. Революцию Иван принял. Речь идет о том, захочет ли он взять на себя обязанности ее защитника. Посланный солдатами с письмом к Ленину, Иван с крестьянской практичностью всматривается в то, что происходит в охваченном революцией Петербурге. В доме, где живет прислугой сестра Ивана Катя, он знакомится с ее женихом,
«Катя. Ваня, куда ж ты теперь?
Чибисов (с усмешкой). Отдай-ка мне винтовку.
Шадрин удивленно обернулся.
Чибисов (все тем же тоном). Тебе в деревню надо. Вали в деревню ко двору.
Шадрин злится.
Катя (Шадрину). Ваня, вот деньги на корову, бери!
Шадрин (искоса посмотрев на Чибисова, упрямо). Ну и возьму!
Чибисов (независимо) Ну и бери!
Шадрин (злясь). А что же, возьму!
Чибисов. Я и говорю: бери!
Шадрин не берет денег, стоит в нерешительности.
Шадрин отошел в сторону, взял в руки ствол винтовки, положил подбородок на руки. Из-за закрытых окон доносится глухая канонада.
Шадрин (вздохнув) Нет, винтовку бросать нельзя. Никак.»[1]
Теперь Ивану требуется последнее, решительное подтверждение. Это и происходит в сцене в Смольном, когда он читает декрет Советской власти о земле и встречается с Лениным. В эпизоде встречи с Лениным, ставшем классическим, впервые в советском искусстве наглядно демонстрировалась неразрывная связь вождя революции с человеком из народа. И здесь Погодин в
В разговоре Ленина и Шадрина оба заинтересованы друг в друге — Ленин пытливо выспрашивает, что волнует представляющего массы солдата, о чем тот думает Шадрин в ходе беседы окончательно принимает решение. И когда Ленин спрашивает: «А винтовку бросать нельзя? Как, нельзя?» у солдата ответ уже готов: «Боязно бросать, товарищ. Не могу бросить, — строго подтвердил Шадрин».
Так, действуя по разумению, подсказанному классовым и личным опытом, вдохновленный разговором с вождем, Шадрин отправляется воевать, но теперь уже за свое собственное государство. Об этом и идет речь в остальных эпизодах сценария, изложенных в традиции революционной хроники с элементами солдатской, сдобренной юмором байки.
Белова Л. Сквозь время. М.: Искусство, 1978.
Примечания
- ^ Избранные сценарии советского кино, т. 2. М., «Искусство», 1951, с. 217.