Неигровая советская фильма — крупнейшее явление в нашей кинематографии. Это широчайшая область работы, в которой не может быть односторонних разрешений и уже раз навсегда установленных приемов. Это дело новое, и к осуществлению его основной задачи могут и должны применяться различные методы, но при условии их четкости и ясности.
До сих пор делались попытки создать несколько таких кинокартин, чтобы они были вполне законченными кинопроизведениями. Но попытки эти грешили тем, что в установке работы над неигровыми фильмами и в самой работе применялся крайне неясный метод.
Неясность метода сказывалась главным образом в том, что авторы их, пытаясь дать новую киновещь без литературного сценария, без актеров, декорации и других приемов и аксессуаров игровой художественной кинокартины, все же вынужденно пользовались рядом приемов и способов, которыми делалась и делается вымышленная драматическая или развлекательная кинематография.
Несколько по-иному строится кинокартина «Февраль».
В этой работе делается попытка провести четкий и ясный функциональный метод.
Ставится задача показать «Февраль». И так как сущность кино — не рассказывать, а показывать, «Февраль» должен быть показан во всей своей исторической правде. В такой постановке дела ничего не надо сочинять и выдумывать. Нужно хорошо знать события, крепко запомнить имеющиеся материалы и, пользуясь техникой и мастерством монтажа, увязать его в монолитную форму политического и социального значения. Только так следует подавать на экране историческую хронику.
Чтобы она была занимательна и убедительна, необходимо выполнить ряд технических приемов, о которых не следует рассказывать. Их надо показать в самой киновещи.
1926-1927 г.
Певец эпохи. Из архива Э. Шуб // Искусство кино. 1964. № 11.