После неудачи с «Прометеем» стою на распутье...
Исторический фильм делать не хочется. Куда интереснее обратиться к современности.
Поначалу собираюсь делать заключительную часть трилогии «Днепр». Это должна быть картина о строителях новой жизни, о героях-тружениках.
Но вдруг получаю предложение иного плана: экранизовать Гоголя. Этого писателя очень люблю, предложение принимаю. Однако уже готовый и одобренный сценарий «Тараса Бульбы» пришлось спрятать в письменный стол.
Возникла необходимость осваивать новые жанры. Успех «Веселых ребят» Александрова, «Гармони» Савченко обратил кинематографистов к музыкальным фильмам. Именно в этот период мне предложили быть художественным руководителем киносборника «Украинские песни на экране». Работа с молодежью, среди которых были Г. Колтунов, В. Кучвальский, В. Лапокныш, по-настоящему увлекла, родила новые замыслы.
Решил экранизировать «Наталку Полтавку», обратившись к наиболее талантливым исполнителям. В основу беру пьесу И. Котляревского, но стараюсь по-своему осмыслить текст и музыку произведения. Чтобы актеры прочувствовали свои партии, предлагаю им играть под фонограмму. Широко использую натуру — пейзажи села Перевоз под Ромоданом. Картину снимают Ф. Корнев и Г. Химченко. В фильме заняты К. Осмяловская, И. Паторжинский, С. Шкурат, Н. Платонов. Игра Осмяловской прекрасно сочетается с голосом М. Литвиненко-Вольгемут, которая озвучивала партию.
Не раз уже меня «обманывали» женщины-актрисы. П. Нятко в «Колиивщине», К. Осмяловская в «Наталке Полтавке» «позабыли» предупредить меня о том, что находятся в «интересном положении». Возможно, они были и правы. Ожидание материнства делает мою Наталку особенно женственной...
Колоритным и ярким получился Микола в исполнении С. Шкурата, который залихватски танцует в свои пятьдесят четыре года и еще лучше поет. Песня «Biтep вiэ пiд горою», по-моему, одна из лучших в картине.
Киноопера на экране. Освоен новый для нашего кино жанр, но еще не преодолена определенная статичность.
Это я учитываю, когда работаю над фильмом «Запорожец за Дунаем» по одноименному произведению С. Гулака-Артемовского (русский вариант текста написал Ф. Капельгородский) Стараюсь, чтобы пейзаж (картина снималась в Лубнах, Никополе, в районе Ялты и Бахчисарая) максимально передавал настроение героев, был активным компонентом драматургии.
Наряду с актерами С. Шагайдой, С. Шкуратом, Г. Юрой, А. Сердюком приглашаю знакомых мне по «Прометею» исполнителей из Грузии — Ш. Нозадзе, Г. Брегвадзе, П. Мургулия. Появляются новые персонажи: Али, Осман, Алибей.
Фильм получился зрелищным, веселым.
Знаменательно, что наряду с прославленными оперными солистами (Андрея, например, пел И. Козловский) партию Карася в фильме исполнил С. Шкурат — и сделал это мастерски. Его кандидатуру предложила группа — и не случайно. Еще в 1921 году, когда один из моих спектаклей в рабоче-крестьянском театре посетил П. Саксаганский и познакомился с игрой Степана Иосифовича, он заявил: «Карася играть больше не буду. Я вчера слушал вашего Шкурата и кланяюсь ему в ноги».
Дирекция, со своей стороны, настаивала взять выдающихся оперных певцов Паторжинского или Донца.
И все же С. Шкурат завоевал право сниматься на специальном конкурсе, куда вошли профессора консерватории, режиссеры и солисты Оперы — в том числе И. Паторжннский и М. Донец, руководство киностудии. Шкурат исполнил арию Карася «Ой, щось дуже загуляйся...» и прошел единогласно. Его вокальные данные были высоко оценены комиссией, которая отметила, что Шкурат обладает голосом глубоким, гармонично звучащим, красивого тембра и как бы самой природой созданным для роли Карася.
Собираюсь ставить «Олексу Довбуша». На главную роль планирую С. Шагайду. В жизни тихий, медлительный, добрейший человек на земле... Я видел Шагайду в драме Мериме «Жакерия». Вождь крестьянского восстания Серый Волк полемизирует с церковником— Братом Жаном (Амвросий Бучма). Артисты ведут спор с такой убежденностью и убедительностью, что зритель забывает о театре; перед ним встает история, средневековье — Томас Мюнцер в своих схватках с католическими церковниками, протопоп Аввакум в полемике с патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем.
Шел 1937 год, который унес не только Шагайду... Думаю снимать в роли Довбуша молодого Б. Андреева.
Начинается, однако, работа над «Богданом Хмельницким». Съемки «Довбуша» откладываются. Работаю над сценарием с А. Корнейчуком; обсуждая эпизоды показа Запорожской Сечи, предлагаю Б. Андреева на роль Довбни.
Размолвка с А. Корнейчуком (каждый из нас имел сложный характер) привела к тому, что я снова готовлюсь к съемкам «Олексы Довбуша». Сценарий Л. Дмитерко мне нравится. Фактически первый раз в жизни соглашаюсь «петь с чужого голоса», ставить то, что написано не мной. На роль Довбуша утвердили Костюченко — артиста Харьковского театра им. Т. Шевченко.
Кавалеридзе И. Тени быстро плывущих облаков // Иван Кавалеридзе. Сборник статей и воспоминаний. Киев: Мистецтво, 1988.