Уловить природу дарования Мозгового хотя бы отчасти позволит встреча вблизи. Здесь тоже игра, и опять рождается образ. Но совершается всё воочию, в небольшом помещении Классического театра на Малой Посадской.
Художественная руководительница театра Людмила Мартынова поставила здесь спектакль «Смешной» по рассказу Достоевского «Сон смешного человека». Сон и явь даны в тонких, подчас неуловимых соотношениях.
Действие идет... при свечах. Электричества — никакого. Места для публики — вдоль трех стен не слишком просторной комнаты. Зрителей рассаживают по местах в потемках. Тишина. Все озадачены. Такого начала никто не ждал.
Напевая простую песенку про себя, входит не то хозяйка, не то служанка (артистка Ирина Балай). Зажигает неторопливо свечи, медленно исчезает. Теперь зрители могут хоть переглянуться.
И тут начинается возня в сундуке у четвертой стены. Что-то брякает, летит на пол какая-то ветошь. Поднимается — не ото сна, а во сне! — герой происходящего, сам Смешной. В этом образе и предстает перед нами Леонид Мозговой.
Образ — светлый в самом буквальном смысле слова. Среди созданного Достоевским найдено произведение, где нет надсады и горечи, нет достоевщины, а звучит просто проповедь человечности и добра, звучит от первого лица — нет, от самой души Смешного. Впрочем, смеха через этот случай много не соберешь, как выразился один великий русский юморист.
Не зря просится слово «проповедь». Проповедь возникает из исповеди естественного, доброго человека, он раскрывается перед нами без утайки. Одно неотрывно от другого. Сменяются темпы и ритмы рассказа. Повышаются и понижаются тона — от возгласов до бормочущей скороговорки. Партитура отработана виртуозно. Исполнитель поглощен внутренней жизнью героя, но обращается-то он к нам весь нараспашку. Ведя рассказ на пределе интимного самораскрытия героя, где-то под конец он подходит поочередно к каждому из сидящих, заглядывает в глаза, трогает за руку...
Словно пришелец перенес нас в иное, тонкое измерение, непостижимо с нами соседствующее. О таком пишут фантасты. О том поставлена и «петербургская фантазия», как определяет спектакль постановщица Людмила Мартынова.
Можно уже отметить пятилетие спектакля. Он исполнялся в Доме ученых, в музее Достоевского, в других очагах культуры, и число представлений пошло на четвертую сотню. Но лучше всего, по-моему, смотреть «Смешного» у него дома. На Малой Посадской.
Золотницкий Д. Он ушел от себя к Чехову, Ленину, Гитлеру // Невское время. 2001. 16 мая.