Аксинья из «Тихого Дона» давно волновала мое воображение.
На мой взгляд, это один из наиболее глубоких и интересных женских образов, какие можно встретить в литературе. Вот почему еще на первом курсе института я пробовала изобразить эту героиню, пыталась раскрыть черты ее простого и в то же время необычайно сложного характера. Не было границ радости, когда я узнала, что М. Шолохов и С. А. Герасимов решили доверить мне эту большую и ответственную роль в фильме.
Как я представляю себе образ героини?
Сперва эта женщина предана мужу Степану, но по долгу, без любви. Встреча с Григорием пробуждает в ней большое и настоящее чувство, ради него она бросает все, чтобы всю жизнь стремиться к счастью и каждый раз утрачивать его, в этом — ее трагедия.
Я словно вижу не одну, а трех Аксиний. Вот Аксинья — юная, еще не израненная душа. Правда, она успела познать и горе, и разочарование, снести ничем не заслуженные побои и обиды со стороны Степана, но она еще молода и во многом наивна.
Потом горничная — развязная, лживая, со всеми несвойственными ее натуре пороками. И, наконец, в последней встрече с Григорием — она снова юная сердцем, но уже седеющая. Материал роли предельно драматичен.
В сентябре и октябре в павильонах студии отснято немало сцен, и все они построены на показе страданий и переживаний героини. А ведь в основе характера Аксиньи должно быть какое-то гармоничное начало. Нам предстоит еще много и упорно искать его.
Сейчас я не только в студии, но и дома, всюду стараюсь жить и думать, как Аксинья. Стараюсь больше заниматься физическим трудом. Ведь, снимаясь в фильме, мне придется еще тащить неводом рыбу, скакать на лошади и многое другое.
Быстрицкая Э. Работая над ролью // Советская культура. 1956. 27 октября.