В романе М Шолохова, а соответственно и в фильме «Тихий Дон», — рассказывает В. Рапопорт, — большое место отведено показу событий, связанных с империалистической войной, отражены боевые действия донской казачьей конницы. Эти сцены не иллюстративны, они призваны рассказать о суровых и трагических днях войны, где герой фильма Григорий Мелехов проявляет волю и мужество. Естественно, что актеру Петру Глебову, исполняющему роль Григория, и другим артистам, выступающим в батальных сценах, необходимо было овладеть искусством верховой езды, научиться легко владеть шашкой и пикой, чтобы вместе с всадниками участвовать в стремительной атаке.
Как правило, перед такими съемками актеры проходят длительную подготовку под руководством опытных инструкторов-спортсменов. Но участие в динамичных сценах боя требует от актера не только умения управлять лошадью, здесь, безусловно, нужны отвага и смелость.
Съемка таких эпизодов, конечно, небезопасна. Все кадры стремительной казачьей атаки, вошедшие в наш фильм, снимались так: конница шла наметом за легковой машиной, идущей со скоростью 70–80 километров в час, с которой производил съемки оператор. От него требовалось очень большая оперативность и наблюдательность, чтобы успеть вовремя запечатлеть на пленке наиболее яркие и значительные моменты. Необходимо было правильно выбрать точку и ракурс съемки, чтобы максимально подчеркнуть динамику кадра.
Но еще более внимательно нужно было снимать падающих лошадей с всадниками, которые мчались с огромной скоростью.
Оператор указывал всаднику-трюкачу точный ориентир, где лошадь, «сраженная пулей», должна свалиться. Для этого к передней ноге лошади, ближе к копыту, привязывают кожаный ремень, который всадник держит в руке. Приближаясь к намеченному ориентиру, он сильно дергает за ремень, и лошадь «подсекается», теряет равновесие и падает. Здесь требуется очень большая ловкость, так как нужно вовремя «вылететь» из седла, иначе лошадь может подмять наездника под себя.
Такие трюки снимать очень сложно, они небезопасны, и поэтому мы ограничиваемся одним, максимум двумя дублями, чтобы лишний раз не подвергать опасности актера-спортсмена. В нашей картине мы засняли десять таких падений, которые прошли без каких-либо осложнений.
Раппопорт В. Отвечаем нашим читателям // Советский экран. 1958. № 17.