Мы выбрали себе трудную, но прекрасную профессию. ‹…›
Несколько месяцев назад мы окончили режиссерский факультет Всесоюзного института кинематографии, и перед нами открылся путь в жизнь. Мы знаем, он будет трудным, этот путь. Но мы вступаем в жизнь с твердой верой в свои силы, с полной убежденностью в том, что мы нужны, с огромным желанием сделать много хорошего и полезного. ‹…›
Мы с глубокой благодарностью вспоминаем годы учебы. Однако нам кажется, что в деле воспитания будущих режиссеров есть серьезные пробелы. Прежде всего тот комплекс практических работ, которые осуществляет студент за годы учебы, крайне недостаточен. В самом деле, за пять с половиной лет обучения будущий режиссер снимает один документальный фильм (одна-две части), небольшой отрывок с актерами (в пределах одной части) и, наконец, дипломную работу (две-три части). В общей сложности студент, пройдя полный курс обучения в институте, имеет за плечами всего четыре-шесть частей снятого на пленку материала.
Свои практические работы студенты осуществляли до сих пор на базе учебной киностудии ВГИК. Этой студией руководят опытные, знающие люди, в ее цехах и отделах работают опытные специалисты, но их очень немного. Мощность киностудии крайне мала. Будущий режиссер имеет в составе своей съемочной группы… одного человека, который с героическим напряжением пытается выполнить обязанности директора и администратора, ассистента и помощника режиссера и многие другие. Если к этому добавить, что съемочные павильоны миниатюрны, а лимит пленки, положенный на учебную работу, значительно меньше лимита пленки, установленного на производстве (хотя, казалось бы, должно быть наоборот), станет ясным, в каких тяжелых производственных условиях студенты снимают свои учебные, да и дипломные работы. Иной раз дирекция института прибегает к аренде павильонов на киностудиях — это несколько облегчает положение, но не решает проблемы полностью. Во ВГИК должна быть создана крепкая производственная база, обеспеченная необходимым штатом работников. Это даст возможность увеличить количество практических работ.
Практика студентов, проходящая в съемочных коллективах на различных киностудиях страны, состоит чаще всего из наблюдений практиканта за работой режиссера-постановщика и выполнения им ряда организационно-технических функций, входящих в круг обязанностей ассистента режиссера. Такого рода практика, безусловно, необходима. НО практика будущего художника не должна ограничиваться только этим. Хотелось бы, чтобы мастера-режиссеры, под руководством которых проходят практику студенты, поставили перед собой задачу всячески содействовать творческому росту режиссера-практиканта или начинающего режиссера и с этой целью значительно расширили круг его прав и обязанностей в съемочной группе, увеличив степень его участия в производственном процессе. О целесообразности такой организации практики говорит опыт ряда крупнейших режиссеров-педагогов, в частности результаты работы профессора С. Герасимова и его учеников над фильмом «Молодая гвардия». Доверяя молодежи самостоятельные репетиции с актерами и съемки отдельных эпизодов, мастер подготовил своих воспитанников к самостоятельному творческому труду.
С благодарностью и любовью вспоминаем мы нашу работу и учебу у выдающегося советского кинорежиссера и педагога И. Савченко. Придавая большое значение тесной связи учебы с производством, И. Савченко после первого же года обучения привлек нас к работе в съемочной группе. Весь курс — более двадцати человек —
в порядке первой производственной практики работал по картине «Третий удар», которую в то время снимал наш учитель.
Сейчас трудно рассказать о всех обязанностях, которые приходилось выполнять студентам. На нас были возложены некоторые функции ассистентов и помощников режиссера, мы занимались организацией съемок, помогали художникам в оформлении натурных объектов, снимались в эпизодах и групповых сценах. Хотя мы окончили лишь один курс института, И. Савченко считал необходимым доверить многим из нас съемки отдельных кадров, самостоятельную подготовку объектов, съемки со второго и третьего аппаратов (батальные сцены для фильма снимались параллельно несколькими аппаратами).
Уже на первой, ознакомительной практике мастер давал нам задания, требующие самостоятельных творческих решений. С течением времени эти задания становились все более сложными и ответственными. Работая над следующим фильмом —
«Тарас Шевченко», мы проводили предварительные репетиции с актерами, снимали под наблюдением мастера небольшие эпизоды. Иногда Савченко поручал одному из своих учеников руководить съемкой какой-либо сцены или объекта. Во всех этих случаях режиссер внимательно и строго следил за нашей работой. Взыскательный педагог, он тактично направлял работу студента, указывал на ошибки, приходил на помощь в трудные минуты. По окончании съемки Савченко внимательно разбирал работу будущего режиссера, подробно останавливался на недочетах, указывал пути к их исправлению.
После работы в съемочной группе «Тараса Шевченко» мы приступили под руководством нашего учителя к работе над фильмом «Звезды» по сценарию А. Корнейчука уже в качестве вторых режиссеров.
Хочется пожелать, чтобы к творческой работе студента или начинающего режиссера на производстве так относились
не только те мастера, которые одновременно преподают во ВГИК, но и все наши режиссеры-постановщики.
Далее нужно сказать о художественном руководстве. Авторам этих строк вместе с нашим товарищем по мастерской, ныне режиссером Ереванской киностудии т. Мелик-Авакян, было поручено закончить посмертную работу нашего учителя И. А. Савченко — фильм
«Тарас Шевченко». Художественным руководителем был назначен М. Ромм. Мы работали самостоятельно впервые. Художественный руководитель, помогая решать практические задачи, в то же время подсказывал нам, как создать на съемочной площадке деловую творческую атмосферу, обеспечить плодотворность сложного коллективного творчески-производственного процесса. Не было ни одного случая, чтобы М. Ромм сам исправлял наши ошибки. Вскрывая их, делая их ясными и понятными, находя их причины, он всегда старался построить работу так, чтобы свои ошибки мы исправляли сами.
Нужно найти организационную форму для руководства работой молодежи мастерами старшего поколения. Нам кажется, что следовало бы возродить и расширить существовавшую когда-то на студиях систему мастерских. Она состояла в следующем: к режиссеру-мастеру прикреплялись два-три молодых режиссера. Опытный художник следил за их ростом, руководил первыми шагами молодежи, нес ответственность за результаты их труда.
Киев, 1952 год.
Алов А., Наумов В. Мы выбрали себе трудную, но прекрасную профессию // Советское искусство. 1952. № 9.