26.12.1996. Глеб Панфилов приезжает в Санкт-Петербург выбирать натуру для фильма «Романовы. Венценосная семья».
О новом проекте Глеба Панфилова, подготовка которого ведется уже почти шесть лет, пресса сообщает не иначе как о масштабном и чрезвычайно сложном в техническом отношении зрелище. В связи с приездом в Петербург Панфилова и оператора Михаила Аграновича для выбора натуры «Ъ» предполагает, что для съемок сцены на Дворцовой площади группе придется как минимум убирать наружную рекламу и троллейбусные провода. Сам Панфилов свой приезд не комментирует и ограничится съемками в Петербурге одной массовой сцены у арки Главного штаба.
Идея фильма о трагедии последнего русского императора и его семьи возникла у Панфилова во время съемок «Матери» в Нижнем Новгороде, хотя, по признанию режиссера, тема эта мучила и волновала его постоянно. В первом же его фильме «В огне брода нет» в одном из эпизодов Таня Теткина узнает о расстреле царской семьи. Выросший в Свердловске Панфилов знал о последних обитателях дома Ипатьева с детства. Но лишь в 1987 г. на съемках в Нижнем Новгороде в руки режиссеру попала книга воспоминаний Николая Соколова «Убийство царской семьи» (Берлин, 1925), следователя, который по распоряжению Александра Колчака провел фактически первое расследование обстоятельств убийства царской семьи. В ноябре 1987 г., еще работая над фильмом «Мать», Панфилов подписал договор на сценарий. После двух лет изучения все еще полулегальных материалов о гибели царской семьи коллектив авторов (Панфилов, его жена Инна Чурикова и сын Иван Панфилов) закончил сценарий, прослеживающий путь Романовых от вынужденного отречения Николая II от престола в феврале 1917 г. до расстрела в доме Ипатьева в июле 1918 г. Впрочем, сценаристов интересовали не столько политические события, сколько возможность — впервые — наиболее достоверно рассказать историю взаимоотношений в царской семье.
Шесть лет ушло на поиски финансирования. Госкино смогло выделить на проект лишь 500 тыс долларов. Для воплощения замысла эта сумма была ничтожной. Панфилов намеревался воспроизвести события восьмидесятилетней давности с предельной точностью — от внешнего сходства актеров с историческими персонажами до скрупулезно воссозданных костюмов, интерьеров и средств передвижения. Так, для того, чтобы снять сцены отъезда Николая II в Царское Село, где он отречется от престола, потребуется собрать императорский поезд. Владимир Гудилин создаст его точную копию по уникальным чертежам и фотографиям. Александр Бойм при участии Бориса Мессерера построит в павильонах чешской киностудии «Баррандов» — в масштабе 1:1 — декорации дома инженера Николая Ипатьева. Анатолий Панфилов там же, в пражских павильонах, воссоздаст интерьеры спальни императрицы, комнаты царевича и комнат княжон в Александровском дворце. Увидев отснятый материал, дирекция музея «Царское Село» предложит Анатолию Панфилову воссоздать частично утраченный интерьер парадного кабинета Николая II в Александровском дворце. По окончании съемок фильма интерьер будет передан в дар музею.
Для такого размаха требовался серьезный инвестор — им становится Сбербанк России, который выделяет киностудии «Вера» (учрежденной Глебом Панфиловым) кредит в 8 млн долларов с условием его возврата и выплаты процентов. Услуги киностудии оказывают «Баррандов» (Чехия), «Ленфильм», «Мосфильм»,
«Fonoroma» (Италия), «International Recording» (Италия) и «Technicolor» (Англия). Съемки проходят в Санкт-Петербурге, Тобольске и Праге. К середине 1997 г. съемки будут практически закончены, однако Панфилов сочтет, что фильм еще не завершен. Несмотря на многочисленные приглашения российских и международных кинофестивалей, режиссер вновь и вновь будет возвращаться за монтажный стол. После дефолта Сбербанк выделит киностудии «Вера» еще 2 млн долларов на съемки уходящей летней натуры и выпуск фильма. Но и после досъемок Панфилов останется недовольным существующим вариантом картины. Общественный интерес к проблеме цареубийства к тому времени окончательно угаснет — особенно после церемонии захоронения в июле 1998 г. останков императорской семьи, которые РПЦ не признает подлинными.
20 августа 2000 г. съемочная группа «Романовых…» приедет в Храм Христа Спасителя на торжественный акт канонизации царской семьи в лике страстотерпцев. Эти съемки станут финалом работы над картиной и финалом самого фильма. Впереди — разочарование критики, передача всех прав на фильм Сбербанку и короткая прокатная судьба.
Медведев М. [О съемках фильма «Романовы. Венценосная семья»] // Новейшая история отечественного кино. 1986–2000. Кино и контекст. Т. 6. СПб.: Сеанс, 2004.